СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Чинаева Александра Николаевна,
воспитатель МАДОУ № 239;
Кулагина Ирина Анатольевна,
воспитатель МАДОУ № 239;
Хлебникова Ольга Сергеевна,
воспитатель МАДОУ № 239;
Моторико Анастасия Эдуардовна,
воспитатель МАДОУ № 239
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению стратегий и методов развития функциональной грамотности у дошкольников. В статье анализируются основные подходы к формированию базовых навыков, которые позволяют детям осознанно воспринимать информацию, критически ее оценивать и применять на практике. Особое внимание уделяется методам развития функциональной грамотности через игровые и проектные технологии, использование интеграции различных образовательных областей, таких как математика, язык, окружающий мир и искусство. Приведены примеры практической реализации данных стратегий в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольное образование, стратегии обучения, игровые технологии, проектная деятельность, развитие речи, критическое мышление.
Функциональная грамотность в современном обществе занимает важное место в образовательной парадигме, так как формирует базовые навыки для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру. Этот термин охватывает не только умение читать, писать и считать, но и способность анализировать, применять полученные знания в практических ситуациях. В условиях дошкольного образования актуальность развития функциональной грамотности заключается в необходимости подготовки детей к жизни, полной информационных потоков, где критическое мышление и осознанное восприятие становятся жизненно важными навыками.
Важнейшей стратегией развития функциональной грамотности у детей дошкольного возраста является включение их в активные образовательные процессы через игровые и проектные формы деятельности. Игра — естественный способ познания окружающего мира для дошкольников. Она предоставляет возможность развивать различные аспекты функциональной грамотности: когнитивные способности, коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект и критическое мышление.
Примером может служить игра «Магазин», где дети распределяют роли продавцов и покупателей, учатся взаимодействовать друг с другом, следить за очередностью действий и обмениваться информацией. Эта игра не только помогает освоить основы математики (счет, понимание количества), но и способствует развитию коммуникативных навыков, учит принимать решения и планировать действия.
Интеграция различных образовательных областей — еще один важный метод формирования функциональной грамотности. Совмещение математических, речевых и природоведческих заданий в рамках одного занятия помогает детям осмысливать информацию в более комплексном контексте. Например, проектная деятельность, связанная с темой «Мир вокруг нас», может включать исследование природных явлений, составление картин природы, что одновременно развивает пространственное мышление, навыки работы с информацией и понимание окружающей среды.
Развитие речевой грамотности играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности дошкольников. Умение грамотно выражать свои мысли и воспринимать чужие мнения важно для всех сфер жизни. Речевые игры, такие как составление рассказов по картинкам, обсуждение прочитанных книг или просмотренных мультфильмов, помогают детям осваивать структуру языка, учат аргументированию и анализу. Например, после прочтения рассказа воспитатель может предложить детям обсудить поступки героев, как они могли бы повлиять на исход истории. Это способствует развитию навыков рассуждения и критического мышления.
Игровые задания с элементами математических задач, такие как головоломки или лабиринты, способствуют развитию логического мышления. Важно предоставлять детям разнообразные задачи, которые позволяют по-разному подходить к решению проблемы, что помогает расширять кругозор и навыки критического мышления.
Методы развития функциональной грамотности должны быть направлены на создание образовательной среды, в которой ребенок может самостоятельно находить ответы на вопросы, экспериментировать и делать выводы. Это достигается через проектную деятельность, когда дети могут самостоятельно организовывать свою работу, выбирать способы решения задач и оценивать результаты. Проекты могут охватывать разные области знаний — от исследования природы до создания художественных композиций. Например, проект на тему «Мой родной город» может включать изучение истории, культуры и природы региона, создание макета города из подручных материалов. Это развивает аналитическое мышление, креативность и умение работать в группе.
Одним из ключевых моментов в развитии функциональной грамотности является создание ситуаций успеха для детей. Это можно сделать через индивидуальные задания, где учитываются особенности каждого ребенка, его уровень развития и интересы. Важно, чтобы ребенок ощущал свою значимость и понимал, что его вклад в проект или игру важен для общего результата.
Критическое мышление, как одна из составляющих функциональной грамотности, развивается через решение проблемных ситуаций, моделирование которых возможно и в дошкольных учреждениях. Например, создание ролевых игр на тему «Как справиться с трудностями» или «Что делать, если…», где дети должны предложить варианты решения проблем. Такие игры формируют у детей осознанность в принятии решений, учат видеть последствия своих поступков.
Для эффективного формирования функциональной грамотности важно также привлекать родителей к образовательному процессу. Вовлечение семьи в проектные работы, обсуждение результатов и достижений ребенка способствует лучшему пониманию задач, которые ставит перед ребенком воспитатель. Совместные игры дома, чтение книг, обсуждение окружающего мира помогают закрепить навыки, полученные в детском саду.
Таким образом, развитие функциональной грамотности у дошкольников требует комплексного подхода, включающего использование игровых технологий, проектной деятельности и интеграцию различных образовательных областей. Важно не только развивать у детей базовые навыки чтения и счета, но и учить их критически мыслить, принимать решения, анализировать информацию и применять знания в реальной жизни.
Список литературы
Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в
познавательско
-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 1-6.
Журавлева В.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: В.В. Журавлева, А.А. Чуприна, Л.Н. Шубина. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 55 с.
Савченко М. В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат