Дата публикации:
04.10.2024
Автор:
Полубан Анастасия Юрьевна
Название работы:
Профилактика девиантного поведения у школьников
Работа:
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Полубан Анастасия Юрьевна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 62 г. о. Горловка
Аннотация: В данной статье рассматривается профилактика девиантного поведения у школьников как важный аспект работы педагога-психолога. Девиантное поведение включает в себя широкий спектр отклонений от социальных норм, и его профилактика требует комплексного подхода, учитывающего как индивидуальные особенности детей, так и социальную среду. Статья посвящена анализу причин девиантного поведения, методам и стратегиям его профилактики, а также роли семьи и школы в данном процессе. Примеры успешных практик иллюстрируют основные идеи и дают представление о том, как реализовать профилактические программы на практике.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, школьники, педагог-психолог, социальная среда, семейные факторы, профилактические программы.
Девиантное поведение у школьников представляет собой актуальную проблему, требующую внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и социальных служб. В современном обществе наблюдается рост числа случаев, связанных с агрессивным поведением, употреблением наркотиков, буллингом и другими формами девиации. Профилактика девиантного поведения становится важной задачей, и работа педагога-психолога в этой области играет ключевую роль.
Основные причины девиантного поведения могут быть разнообразными и многофакторными. К ним относятся как индивидуальные психологические особенности, так и влияние окружающей среды. Например, дети, растущие в неблагополучных семьях или социальных группах, могут быть более подвержены девиантным наклонностям. Низкая самооценка, отсутствие социально значимых целей и проблемные отношения с ровесниками также могут способствовать формированию девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения требует целостного подхода, который учитывает все аспекты жизни ребенка. Прежде всего, необходимо создать в школе и классе благоприятную психологическую атмосферу. Это можно сделать через развитие положительных взаимоотношений между учащимися, организацию групповых и командных занятий, направленных на формирование чувства принадлежности и единства. Например, проект Дружная команда может включать различные активности, которые помогают развивать навыки сотрудничества и взаимодействия. В рамках этого проекта ученики могут участвовать в совместных спортивных мероприятиях, творческих конкурсах и социально значимых акциях.
Также важным аспектом профилактики является работа с родителями. Педагог-психолог может организовать тренинги и семинары, на которых родители смогут узнать о значении своего участия в жизни ребенка, о способах коммуникации и поддержания здоровых отношений. Например, проведение курса Понимание и поддержка: ключ к успешному общению с ребенком может помочь родителям развить навыки активного слушания, эмпатии и конструктивного подхода к решению конфликтов.
Профилактические программы должны включать элементы обучения, направленные на развитие социальных и эмоциональных навыков. Дети должны осознавать, как их поведение может влиять на окружающих, и уметь справляться с негативными эмоциями. Программа Эмоциональный интеллект может включать занятия, направленные на распознавание и выражение эмоций, управление гневом и стрессом. Такие занятия могут проходить в формате ролевых игр, где дети смогут проигрывать различные ситуации и находить приемлемые способы реагирования.
Не менее важно обращать внимание на вовлечение детей в различные виды деятельности, которые способствуют формированию положительного самоощущения. Участие в кружках, секциях и волонтерских проектах может стать отличной альтернативой потенциально опасному поведению. Например, проект Молодежный актив может вовлекать школьников в организацию мероприятий для своей школы или района, что способствует развитию чувства ответственности и социального участия.
Школа должна стать местом, где каждый ученик чувствует себя в безопасности и принятии. Для этого педагоги могут использовать подходы, направленные на профилактику буллинга и создание поддерживающей среды. Программы, такие как Школа без буллинга, включают в себя тренинги для учителей и учеников, направленные на повышение осведомленности о проблеме и разработку стратегий предотвращения агрессии.
Социальные навыки и эмоциональная компетентность являются основными аспектами, которые необходимо развивать у детей. Важно научить их распознавать свои чувства и чувства других, а также находить адекватные способы реагирования в конфликтных ситуациях. Упражнения на развитие эмпатии и взаимопонимания могут включать в себя не только теоретические занятия, но и практическое взаимодействие, например, через проведение театрализованных сценок на темы конфликтов и их разрешения.
Кроме того, важно обратить внимание на влияние медиа и технологий на поведение школьников. Обсуждение вопросов безопасности в интернете, критического восприятия информации и формирования здоровых привычек также должно быть частью профилактической работы. Программа Безопасный интернет может включать занятия, посвященные рискам, связанным с онлайн-коммуникацией, а также способы защиты личных данных.
Необходимо помнить, что профилактика девиантного поведения — это долгосрочный процесс, требующий системного подхода и сотрудничества всех участников образовательного процесса. Педагог-психолог должен работать не только с детьми, но и с учителями и родителями, создавая единую команду, ориентированную на здоровье и благополучие каждого ученика.
Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка. Профилактические меры должны быть адаптированы под особенности конкретной группы, что позволит повысить их эффективность. Например, в работе с подростками может быть уместно использовать методики, направленные на развитие их самостоятельности и критического мышления. В таких случаях важно вовлечь подростков в процесс планирования и реализации профилактических мероприятий, что способствует их активному участию и ответственности.
Использование ресурсов сообщества, таких как социальные службы, медицинские учреждения и местные организации, может значительно укрепить профилактическую работу. Создание сетевого взаимодействия между различными организациями, работающими с молодежью, позволит обмениваться опытом и ресурсами, что приведет к более эффективному решению проблем, связанных с девиантным поведением.
В заключение, профилактика девиантного поведения у школьников — это комплексная задача, требующая внимания, понимания и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа педагога-психолога в этом направлении включает в себя создание поддерживающей атмосферы, обучение социальным и эмоциональным навыкам, вовлечение родителей и сообществ в процесс. Применение различных методов и подходов, основанных на индивидуальных потребностях детей, поможет снизить уровень девиантного поведения и создать более безопасную и гармоничную образовательную среду.
Список литературы
Буртонова И.Б. Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-strategii-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly
Желнин Э.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник науки. 2021. №8 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih
Филипенко Е. В., Витольник Г. А., Душкина Е. В. Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как предмет психолого-педагогического анализа // Вестник УЮИ. 2021. №2 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-kak-predmet-psihologo-pedagogicheskogo-analiza
Скачать работу
Полубан Анастасия Юрьевна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 62 г. о. Горловка
Аннотация: В данной статье рассматривается профилактика девиантного поведения у школьников как важный аспект работы педагога-психолога. Девиантное поведение включает в себя широкий спектр отклонений от социальных норм, и его профилактика требует комплексного подхода, учитывающего как индивидуальные особенности детей, так и социальную среду. Статья посвящена анализу причин девиантного поведения, методам и стратегиям его профилактики, а также роли семьи и школы в данном процессе. Примеры успешных практик иллюстрируют основные идеи и дают представление о том, как реализовать профилактические программы на практике.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, школьники, педагог-психолог, социальная среда, семейные факторы, профилактические программы.
Девиантное поведение у школьников представляет собой актуальную проблему, требующую внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и социальных служб. В современном обществе наблюдается рост числа случаев, связанных с агрессивным поведением, употреблением наркотиков, буллингом и другими формами девиации. Профилактика девиантного поведения становится важной задачей, и работа педагога-психолога в этой области играет ключевую роль.
Основные причины девиантного поведения могут быть разнообразными и многофакторными. К ним относятся как индивидуальные психологические особенности, так и влияние окружающей среды. Например, дети, растущие в неблагополучных семьях или социальных группах, могут быть более подвержены девиантным наклонностям. Низкая самооценка, отсутствие социально значимых целей и проблемные отношения с ровесниками также могут способствовать формированию девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения требует целостного подхода, который учитывает все аспекты жизни ребенка. Прежде всего, необходимо создать в школе и классе благоприятную психологическую атмосферу. Это можно сделать через развитие положительных взаимоотношений между учащимися, организацию групповых и командных занятий, направленных на формирование чувства принадлежности и единства. Например, проект Дружная команда может включать различные активности, которые помогают развивать навыки сотрудничества и взаимодействия. В рамках этого проекта ученики могут участвовать в совместных спортивных мероприятиях, творческих конкурсах и социально значимых акциях.
Также важным аспектом профилактики является работа с родителями. Педагог-психолог может организовать тренинги и семинары, на которых родители смогут узнать о значении своего участия в жизни ребенка, о способах коммуникации и поддержания здоровых отношений. Например, проведение курса Понимание и поддержка: ключ к успешному общению с ребенком может помочь родителям развить навыки активного слушания, эмпатии и конструктивного подхода к решению конфликтов.
Профилактические программы должны включать элементы обучения, направленные на развитие социальных и эмоциональных навыков. Дети должны осознавать, как их поведение может влиять на окружающих, и уметь справляться с негативными эмоциями. Программа Эмоциональный интеллект может включать занятия, направленные на распознавание и выражение эмоций, управление гневом и стрессом. Такие занятия могут проходить в формате ролевых игр, где дети смогут проигрывать различные ситуации и находить приемлемые способы реагирования.
Не менее важно обращать внимание на вовлечение детей в различные виды деятельности, которые способствуют формированию положительного самоощущения. Участие в кружках, секциях и волонтерских проектах может стать отличной альтернативой потенциально опасному поведению. Например, проект Молодежный актив может вовлекать школьников в организацию мероприятий для своей школы или района, что способствует развитию чувства ответственности и социального участия.
Школа должна стать местом, где каждый ученик чувствует себя в безопасности и принятии. Для этого педагоги могут использовать подходы, направленные на профилактику буллинга и создание поддерживающей среды. Программы, такие как Школа без буллинга, включают в себя тренинги для учителей и учеников, направленные на повышение осведомленности о проблеме и разработку стратегий предотвращения агрессии.
Социальные навыки и эмоциональная компетентность являются основными аспектами, которые необходимо развивать у детей. Важно научить их распознавать свои чувства и чувства других, а также находить адекватные способы реагирования в конфликтных ситуациях. Упражнения на развитие эмпатии и взаимопонимания могут включать в себя не только теоретические занятия, но и практическое взаимодействие, например, через проведение театрализованных сценок на темы конфликтов и их разрешения.
Кроме того, важно обратить внимание на влияние медиа и технологий на поведение школьников. Обсуждение вопросов безопасности в интернете, критического восприятия информации и формирования здоровых привычек также должно быть частью профилактической работы. Программа Безопасный интернет может включать занятия, посвященные рискам, связанным с онлайн-коммуникацией, а также способы защиты личных данных.
Необходимо помнить, что профилактика девиантного поведения — это долгосрочный процесс, требующий системного подхода и сотрудничества всех участников образовательного процесса. Педагог-психолог должен работать не только с детьми, но и с учителями и родителями, создавая единую команду, ориентированную на здоровье и благополучие каждого ученика.
Важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка. Профилактические меры должны быть адаптированы под особенности конкретной группы, что позволит повысить их эффективность. Например, в работе с подростками может быть уместно использовать методики, направленные на развитие их самостоятельности и критического мышления. В таких случаях важно вовлечь подростков в процесс планирования и реализации профилактических мероприятий, что способствует их активному участию и ответственности.
Использование ресурсов сообщества, таких как социальные службы, медицинские учреждения и местные организации, может значительно укрепить профилактическую работу. Создание сетевого взаимодействия между различными организациями, работающими с молодежью, позволит обмениваться опытом и ресурсами, что приведет к более эффективному решению проблем, связанных с девиантным поведением.
В заключение, профилактика девиантного поведения у школьников — это комплексная задача, требующая внимания, понимания и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа педагога-психолога в этом направлении включает в себя создание поддерживающей атмосферы, обучение социальным и эмоциональным навыкам, вовлечение родителей и сообществ в процесс. Применение различных методов и подходов, основанных на индивидуальных потребностях детей, поможет снизить уровень девиантного поведения и создать более безопасную и гармоничную образовательную среду.
Список литературы
Буртонова И.Б. Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-strategii-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly
Желнин Э.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник науки. 2021. №8 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih
Филипенко Е. В., Витольник Г. А., Душкина Е. В. Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как предмет психолого-педагогического анализа // Вестник УЮИ. 2021. №2 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-kak-predmet-psihologo-pedagogicheskogo-analiza
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств