ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА
Максарова Елена Николаевна, учитель
ГБОУ школа №584 "Озерки" г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты и методики, применяемые для формирования вычислительных навыков у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Учащиеся с такими нарушениями сталкиваются с рядом трудностей, связанных не только с физическими ограничениями, но и с психологическими и когнитивными особенностями, влияющими на усвоение математических знаний. В работе описаны основные подходы к организации учебного процесса, использование вспомогательных средств и адаптация методик обучения для эффективного развития вычислительных навыков. Подчеркивается важность индивидуального подхода и междисциплинарного сотрудничества для достижения успеха в обучении данной категории детей.
Ключевые слова: вычислительные навыки, НОДА, адаптация, математика, инклюзивное образование, специальные образовательные потребности.
Современное образование направлено на создание инклюзивной среды, в которой учащиеся с различными нарушениями могут успешно осваивать образовательные программы и достигать высоких результатов. Одной из наиболее распространенных задач в обучении детей с особыми потребностями является формирование у них базовых вычислительных навыков. Эти навыки — основа математической грамотности, необходимая для дальнейшего успешного обучения. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) обучение математике и развитие вычислительных навыков могут быть сопряжены с целым рядом трудностей, требующих от педагогов специальных подходов и адаптации учебных материалов.
Нарушения опорно-двигательного аппарата могут проявляться в различных формах, начиная от легких двигательных нарушений и заканчивая полным параличом конечностей. Эти физические ограничения влияют на способность детей к выполнению точных и мелких двигательных действий, необходимых для письма, использования инструментов и работы с математическими материалами.
Для формирования вычислительных навыков важно, чтобы учащиеся могли самостоятельно писать цифры, решать задачи в тетрадях, использовать различные учебные пособия, такие как линейки, циркули или счётные материалы. Однако из-за нарушений мелкой моторики многие дети с НОДА испытывают затруднения в выполнении этих действий. Они могут не удерживать правильно ручку или карандаш, испытывать трудности в черчении и письме цифр, что замедляет процесс обучения.
Возможные решения:
- Адаптированные письменные принадлежности: использование специальных ручек и карандашей с утолщенными корпусами или насадками, облегчающими захват.
- Использование цифровых технологий: планшеты и компьютеры с сенсорными экранами, позволяющими вводить данные без необходимости использовать традиционные инструменты.
- Упрощение материалов: увеличение шрифтов и использование тетрадей с большими клетками может облегчить восприятие и письмо для учащихся с НОДА.
Многие учащиеся с НОДА могут иметь затруднения с координацией движений или проблемами с поддержанием устойчивого положения тела, что затрудняет выполнение длительных заданий и концентрированную работу над вычислениями. Особенно это проявляется при необходимости выполнять письменные вычисления на ограниченном пространстве (тетради, учебники).
Возможные решения:
- Оборудование рабочего места: использование специальных стульев, подставок для рук и ног, а также парт с регулируемой высотой может помочь создать комфортные условия для работы учащегося.
- Частые перерывы: включение в уроки небольших перерывов для отдыха и разминки может снизить утомляемость и поддерживать концентрацию ученика на протяжении всего занятия.
Наряду с физическими ограничениями, учащиеся с НОДА могут испытывать дополнительные трудности, связанные с когнитивными и психологическими особенностями. Эти факторы оказывают значительное влияние на процесс формирования вычислительных навыков.
Многие дети с НОДА склонны к повышенной тревожности, особенно когда сталкиваются с заданиями, которые требуют от них выполнения точных или сложных математических операций. Они могут чувствовать себя неуверенно из-за своих физических ограничений, что порождает боязнь ошибки и неудачи. Эти эмоциональные факторы могут замедлять процесс обучения и снижать мотивацию к изучению математики.
Поддержка со стороны учителя:
- Поощрение успехов: даже небольшие достижения должны отмечаться, чтобы создать положительное подкрепление и укрепить уверенность ученика в своих способностях.
- Работа над снижением тревожности: спокойная и доброжелательная атмосфера на уроке, а также поддержка учителя могут помочь ученику преодолеть страх перед ошибками.
- Индивидуальный подход: важно учитывать темп работы каждого ученика и не сравнивать его с одноклассниками, что поможет избежать чувства неравенства и конкуренции.
Дети с НОДА могут также сталкиваться с когнитивными трудностями, такими как снижение концентрации внимания и ослабленная оперативная память. Это может негативно сказываться на способности запоминать математические правила и последовательность выполнения вычислительных операций.
Возможные решения:
- Многократное повторение: частое повторение пройденного материала помогает закрепить знания и навыки, особенно в области математики, где важно запоминание таблиц умножения и правил арифметических операций.
- Использование наглядных материалов: визуализация математических операций (например, использование числовых линеек, графиков, диаграмм) помогает облегчить восприятие информации и сделать процесс обучения более наглядным и доступным.
Для успешного обучения учащихся с НОДА необходимо адаптировать традиционные методы и внедрять инновационные педагогические подходы, учитывающие индивидуальные потребности каждого ученика. Одной из главных задач учителя является создание условий, при которых ребенок сможет овладеть вычислительными навыками в комфортной для него форме.
Современные технологии играют важную роль в обучении учащихся с НОДА. Использование компьютеров, планшетов и других электронных устройств может существенно облегчить процесс выполнения вычислительных операций, особенно для детей, испытывающих трудности с письмом и использованием традиционных инструментов.
Примеры применения:
- Интерактивные учебные пособия: электронные учебники, приложения для тренировки математических навыков, онлайн-калькуляторы — все это позволяет учащимся практиковаться в выполнении операций в удобной форме.
- Программы для голосового ввода: такие программы дают возможность учащимся диктовать вычислительные задачи и получать результат, минуя необходимость писать или вводить данные вручную.
Учитывая разнообразие физических и когнитивных ограничений, с которыми сталкиваются учащиеся с НОДА, важным компонентом обучения является дифференцированный подход. Учитель должен учитывать уровень подготовки, способности и особенности каждого ученика, предлагая ему индивидуальные задания, соответствующие его возможностям.
Элементы дифференцированного подхода:
- Индивидуальные задания: разработка заданий с учетом уровня сложности и физических возможностей ученика. Это может включать задания с использованием адаптированных инструментов или более легкие для выполнения задачи.
- Гибкие сроки выполнения: учащимся с НОДА может потребоваться больше времени для выполнения заданий, поэтому учителю важно предоставить возможность работы в индивидуальном темпе.
Игровые методы являются одним из эффективных способов обучения математике, особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Игры, связанные с математическими операциями, помогают снизить уровень тревожности, увлекают учащихся и мотивируют их к изучению предмета.
Примеры игровых методик:
- Математические игры на компьютере или планшете: такие игры позволяют ученикам в увлекательной форме тренировать вычислительные навыки.
- Настольные игры: игры с использованием карточек с числами, кубиков или других математических материалов помогают детям практиковать арифметические действия в игровом контексте.
Обучение детей с НОДА требует комплексного подхода, который включает в себя тесное сотрудничество между педагогами, специалистами по реабилитации, логопедами и психологами. Это позволяет разработать индивидуальный образовательный маршрут и создать условия, которые помогут ребенку не только освоить необходимые навыки, но и адаптироваться к учебной деятельности.
Не менее важна и роль родителей в процессе обучения. Они должны быть активными участниками образовательного процесса, поддерживать и мотивировать ребенка на домашнем этапе обучения. Учитель может предложить родителям способы домашней тренировки вычислительных навыков, а также делиться рекомендациями по использованию дополнительных учебных материалов.
В заключение можно отметить, что формирование вычислительных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это сложный, но важный процесс, который требует учета физических, психологических и когнитивных особенностей каждого ученика. Успешное обучение возможно только при условии использования индивидуальных подходов, адаптации методик и активного применения современных технологий. Педагоги, работающие с детьми с НОДА, должны проявлять терпение, внимание и гибкость, чтобы создать для своих учеников максимально комфортные условия для освоения математических знаний.
Список литературы
1.Алехина С.В. Инклюзивное образование. Выпуск 1.-М.: Центр «Школьная книга»,2019.
2. Клочкова Е., Антонова Л. Реабилитация детей с тяжелыми двигательными нарушениями. - М., 2018.
3.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2021.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат