ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пронина Евгения Александровна, воспитатель
ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
Центр содействия семейному воспитанию "Виктория"
Аннотация: В статье рассматриваются особенности воспитательной работы с трудными подростками в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Описаны основные проблемы, с которыми сталкиваются такие подростки, и методы, позволяющие эффективно корректировать их поведение, развивать социальные навыки и формировать устойчивую положительную модель поведения. Подчеркивается важность индивидуального подхода и эмоциональной поддержки.
Ключевые слова: трудные подростки, воспитательная работа, дети-сироты, социализация, коррекция поведения, индивидуальный подход.
Работа с трудными подростками в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует особого подхода. Эти дети часто сталкиваются с глубокими личными травмами, нарушениями эмоционального состояния и сложностями в социализации. В результате многие из них проявляют агрессивное поведение, имеют проблемы с самоорганизацией, обучением и взаимодействием с окружающими. Для эффективной воспитательной работы важно учитывать все эти факторы и разрабатывать подходы, направленные на коррекцию их поведения и создание условий для успешной адаптации в обществе.
Первой задачей воспитателя при работе с трудными подростками является установление доверительных отношений. Дети-сироты часто испытывают недоверие к взрослым и окружающим людям, что может стать основным препятствием для эффективной работы. Чтобы преодолеть этот барьер, воспитателю необходимо проявлять терпение, внимание к индивидуальным особенностям ребенка, уважение и поддержку. Это создает фундамент для дальнейшей работы, так как подросток начинает чувствовать себя более уверенно и готов открыться для взаимодействия.
Не менее важной задачей является коррекция девиантного поведения. Трудные подростки часто выражают свои эмоциональные проблемы через агрессию, нарушение правил и отвержение общественных норм. В этих условиях воспитателю важно не только подавлять такие проявления, но и понимать их причины. Каждый ребенок имеет уникальный эмоциональный опыт, и часто девиантное поведение является защитным механизмом. Воспитателю необходимо выстраивать воспитательную работу таким образом, чтобы помочь подростку осознать и выражать свои эмоции в конструктивной форме. Для этого могут быть использованы такие методы, как индивидуальные беседы, участие в групповых тренингах, направленных на развитие эмоционального интеллекта, и регулярная работа с психологом.
Работа в группе также является важным элементом воспитательного процесса. В условиях учреждения для детей-сирот подростки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и именно здесь развиваются их социальные навыки. Важно организовать группы таким образом, чтобы они способствовали формированию у воспитанников уважения друг к другу, навыков сотрудничества и конструктивного решения конфликтов. Коллективные игры, творческие задания и проекты могут стать эффективным способом научить подростков работать в команде, принимать и уважать мнение других.
Воспитательная работа с трудными подростками также предполагает развитие их личностных и социальных компетенций. Эти дети часто испытывают трудности в обучении, не могут самостоятельно планировать свое время или организовывать учебный процесс. Важно научить их этим навыкам, чтобы помочь им в дальнейшем успешно адаптироваться к жизни в обществе. Воспитатели могут применять такие методы, как работа по индивидуальным планам, помощь в организации учебной деятельности и развитие ответственности через систему поощрений и наказаний. При этом важно помнить, что наказание должно быть справедливым и понятным подросткам, не вызывать у них чувства несправедливости или подавления.
Неотъемлемой частью воспитательной работы с трудными подростками является поддержка их самооценки и формирование позитивной идентичности. Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто имеют низкую самооценку, испытывают чувство ненужности и отвержения. Воспитателям важно работать над тем, чтобы подростки осознали свою ценность, развивали уверенность в своих силах и стремились к достижению успехов. Это можно достичь через создание ситуаций успеха, участие подростков в общественной жизни, поддержание их инициатив и поощрение за достижение целей.
Эмоциональная поддержка и создание безопасной среды также играют важную роль в работе с трудными подростками. Воспитанники детских домов, особенно те, кто проявляет девиантное поведение, нуждаются в стабильности и предсказуемости. Важно создать такие условия, при которых подростки будут чувствовать себя защищенными и уверенными, что их потребности и эмоции учитываются. Регулярное проведение бесед, организация групповой работы, работа с психологом и предоставление возможностей для саморазвития помогут подросткам чувствовать себя частью коллектива и постепенно развивать положительное отношение к себе и окружающим.
Особое внимание следует уделять работе с конфликтами. Конфликты в подростковой среде — явление частое, и для трудных подростков они могут стать особенно болезненным и разрушительным опытом. Воспитателям необходимо не только предотвращать конфликты, но и учить подростков решать их мирным путем. Для этого можно использовать такие методы, как медиация, тренинги по разрешению конфликтов, а также вовлечение старших наставников, которые могут помочь младшим воспитанникам разобраться в сложных ситуациях.
Таким образом, работа с трудными подростками в условиях учреждения для детей-сирот требует комплексного подхода, включающего эмоциональную поддержку, коррекцию поведения, развитие социальных навыков и укрепление самооценки. Воспитателям необходимо проявлять терпение и внимание к каждому ребенку, создавая условия, при которых подростки смогут преодолеть свои внутренние конфликты и развить позитивные модели поведения, необходимые для успешной социализации и дальнейшего взросления.
Список литературы
Гринёв,
Е.А.
Технологии
социальной
работы
с
девиантной
молодежью
//
Социокультурный
менеджмент:
содержание,
проблемы,
перспектив:
материалы
III
международной
научно-практической
конференции/ под ред. И.А.
Плоховой
.-
Ульяновск: УлГПУ,2015. 183-188 с.
Социальная
адаптация
детей-сирот
как
механизм
воспитания
здоровых граждан. Методическое пособие для специалистов/ М.А. Старикова –
Иркутск: Издательство ГАУ
ЦППМиСП
, 2020 - 48 стр.
Тимошенко М
.
А
.
Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях школы закрытого типа
// Известия ВГПУ. 2022. №7 (170). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih-v-usloviyah-shkoly-zakrytogo-tipa (дата обращения: 03.10.2024).
Шульга Т.Н., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с
детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.
2016 457 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат