Алёшкина Я.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Аннотация: в статье проиллюстрирован опыт реализации задач музыкального развития через проектную деятельность «Музыкальные инструменты» в средней группе.
Ключевые слова: музыкальное развитие, проектная деятельность, дошкольник, музыкальные инструменты.
Нормативно-правовые акты предъявляют высокие требования к уровню подготовки педагога дошкольной образовательной организации (ДОО). Владение актуальными педагогическими технологиями является одним из важных критериев профессионализма педагога. Одной из таких технологий является проектная деятельность [1].
Внедрение метода проектов открывает новые перспективы в воспитательной работе и развивающей деятельности педагогов, позволяя воспитывать инициативную самостоятельную личность, принимающую нестандартные решения, способную ставить реальные общественно полезный цели, планировать поэтапность их достижения, контролировать и адекватно оценивать результат [2].
Современная ситуация в обществе, состояние культуры и науки обуславливают необходимость усвоения детьми общечеловеческой культуры [3]. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам. Данное направление работы, по нашему мнению, целесообразно реализовывать через проектную деятельность [4].
На примере опыта Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 387 г. Челябинска» в реализации краткосрочного проекта «Музыкальные инструменты». Тема проекта выбрана не случайно. В отечественной педагогике задача воспитания интереса к музыке является одной из значимых, где главным является развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с чем они встречаются сейчас и будут встречаться во взрослой жизни.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, администрация и специалисты дошкольной образовательной организации.
Цель: активное приобщение детей к музыке, через создание музыкальных инструментов своими руками.
Задачи:
1. Изучить информацию о музыкальных инструментах.
2. Проанализировать какие инструменты можно сделать самостоятельно.
3. Изготовить музыкальный инструмент.
4. Пополнить музыкальный центр в группе.
Срок проекта: 1,5 недели.
Прогнозируемый результат:
Дети: знают классификацию музыкальных инструментов, происхождение музыкальных инструментов; знают стихотворения, песни, сказки, рассказы по теме проекта; умеют играть на музыкальных инструментах.
Педагоги ДОО: повышают уровень профессиональной компетентности по изучаемому вопросу; устанавливают положительный психологический климат между участниками проекта и детьми; повышают заинтересованность участников проекта по данному направлению.
Родители: проявляют интерес к теме проекта; принимают активное участие в изготовлении музыкальных инструментов; повышают компетенцию в области познавательного развития ребёнка.
Рассмотрим подробно этапы работы над проектом.
На первом этапе проекта была проведена следующая работа:
1. Поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, журналах, сети Интернет.
2. Анализ собранной информации, классификация инструментов: струнные, духовые, язычковые, ударные, перкуссия, клавишные, электромузыкальные.
3. Работа с родителями: анкетирование, размещение информации в группе о предстоящем проекте «Музыкальные инструменты».
Второй этап проекта – основной.
Формы совместной деятельности с детьми:
Познавательное развитие: просмотр презентаций на тему «Музыка», «Музыкальные инструменты», рассматривание иллюстраций музыкальных инструментов, беседы о музыкальной деятельности.
Речевое развитие: составление творческих рассказов, чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о музыкальных инструментах дидактические (лото, домино и др.), игры с музыкальными звуками.
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание репродукций картин, иллюстраций, раскрашивание и рисование изображений музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры.
Физическое развитие: подвижные игры с музыкальной тематикой.
Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры с использованием музыкальных инструментов.
Проведена работа по привлечению родителей к изготовлению детских музыкальных инструментов: консультации для родителей «Музыкальные игрушки своими руками», «Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников».
Третий этап проекта – заключительный.
Создана картотека игр с использованием музыкальных инструментов, а также изготовлены музыкальные инструменты.
Диагностическая беседа с детьми средней группе о музыкальных инструментах.
Обзор результатов проекта на родительском собрании.
Итак, результаты проекта нами были проанализированы и сделаны следующие выводы. Проект получился занимательным и познавательным. В процессе работы над проектом дети получили представление о происхождении музыкальных инструментах и технике игры на них, итоговая диагностическая беседа показала 95 % усвоения информации детьми группы. Дети продемонстрировали уверенность в ответах, прочность усвоенных знаний. У детей появилось желание играть на детских музыкальных инструментах, активно внедрять музыкальные инструменты в сюжетно-ролевые игры. Совместно с воспитателями, в непосредственном участии родителей дети смастерили элементарные музыкальные инструменты и создали из них шумовой оркестр. Из 24 детей группы, активное участие приняли все 24 ребёнка, также активно проявляли себя и родители (30 человек).
Таким образом, опыт реализации задач художественно-эстетической образовательной области успешно проиллюстрирован в проектной деятельности, которая позволила в короткий срок прийти к высоким результатам.
Библиографический список:
Зебзеева
,
В.
А.
Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей [Текст] / В.А.
Зебзеева
// Обзор программ дошкольного образования. Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: «ТЦ Сфера», 2009 – 128 с.
Игнатьев, Б. В. На путях к методу проектов. [Текст] / Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной.
–
М.: Работник просвещения, 1930
.
– 222 с.
Мухамедин
М. М. Сущность и особенности детского творчества // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV
междунар
.
науч.
конф
. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). –
СПб.: Заневская площадь
.
–
2014
.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
.
–
2005
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат