РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бобров Вячеслав Михайлович, педагог-организатор
Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное профессиональное образовательное учреждение –
техникум для инвалидов
«Профессионально-реабилитационный центр»
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития творческих способностей у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через театральную деятельность. Рассматриваются основные принципы и методы театрального искусства, способствующие личностному и социальному развитию студентов с ОВЗ. Описываются положительные эффекты театральных практик, такие как повышение самооценки, улучшение коммуникативных навыков и возможность самовыражения.
Ключевые слова: творческие способности, люди с ограниченными возможностями здоровья, театральная деятельность, самооценка, социализация, инклюзия.
В последние годы театральная деятельность становится все более актуальной в процессе реабилитации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Театр предоставляет уникальные возможности для самовыражения, творческого развития и социальной интеграции, что особенно важно для людей с ОВЗ, часто сталкивающихся с трудностями в коммуникации и социальной адаптации. Развитие творческих способностей через театральные практики может стать важным шагом на пути к личностному и профессиональному росту таких людей.
Одним из основных аспектов театральной деятельности является ее способность развивать творческие способности. Творчество, как известно, является неотъемлемой частью человеческой природы, и его развитие необходимо для полноценной жизни. Участие в театральных постановках, игра на сцене, работа в команде над созданием спектакля позволяют людям с ОВЗ раскрыть свои таланты и способности. Театр требует от актеров не только артистизма, но и умения взаимодействовать с другими, что способствует развитию командной работы и социальных навыков.
Важным элементом театральной деятельности является самовыражение. Для людей с ОВЗ часто бывает сложно найти возможности для проявления своих чувств, мыслей и идей. Театр предлагает им платформу для открытия своей внутренней сущности, позволяя им показывать свои переживания и эмоции через художественное творчество. Это не только помогает участникам преодолевать барьеры в общении, но и способствует повышению самооценки. Успех на сцене, признание зрителей и коллег помогают людям с ОВЗ поверить в себя и свои возможности.
Театральная деятельность также играет важную роль в социализации людей с ОВЗ. Часто они испытывают чувство изоляции и отчуждения, что негативно сказывается на их психологическом состоянии. Участие в театральных группах создает возможность для общения, формирования новых знакомств и взаимодействия с другими людьми. Спектакли и театральные постановки становятся площадками для общения и совместной деятельности, что способствует улучшению социальных навыков и повышению уровня уверенности в себе. В процессе работы над спектаклем участники учатся понимать и уважать мнение других, находить компромиссы и работать в команде.
Методы театральной деятельности, используемые для развития творческих способностей у людей с ОВЗ, разнообразны и включают в себя различные формы работы. Одним из таких методов является импровизация, которая позволяет участникам разрабатывать и представлять собственные идеи, без ограничений, диктуемых сценариями. Импровизация помогает развивать креативность, гибкость мышления и спонтанность. Участники учатся реагировать на изменения ситуации, быстро принимать решения и выражать свои мысли.
Другим важным методом является игровая терапия, которая включает в себя использование элементов игры в театральной практике. Игровая терапия способствует снижению стресса, улучшению настроения и эмоционального состояния. Игровые элементы помогают участникам расслабиться и настроиться на творческую волну, что способствует более глубокому вовлечению в процесс. Это особенно важно для людей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в установлении контакта с окружающими. Игровые ситуации создают безопасную атмосферу, в которой участники могут проявлять свои чувства и эмоции без страха осуждения.
Важным аспектом театральной деятельности является инклюзия, позволяющая людям с ОВЗ взаимодействовать с другими участниками, без ограничений и предвзятости. Создание инклюзивных театральных коллективов, где участвуют как люди с ОВЗ, так и без них, способствует разрушению стереотипов и предвзятостей в отношении людей с ограниченными возможностями. Это создает условия для взаимопонимания и уважения, что в свою очередь положительно сказывается на социальной атмосфере в коллективе и обществе в целом.
Для успешной реализации театральной деятельности в учреждениях профессионально-реабилитационных центров важно создание условий для практической работы. Необходимы хорошо оборудованные пространства для репетиций и выступлений, доступные и удобные для участников. Также следует привлекать специалистов в области театра, психологии и социальной работы, которые смогут предоставлять необходимую поддержку и помощь в процессе обучения.
Подводя итог, можно сказать, что театральная деятельность является мощным инструментом для развития творческих способностей людей с ограниченными возможностями здоровья. Она помогает не только раскрыть их потенциал, но и способствует социальной интеграции, повышению самооценки и формированию навыков коммуникации. Участие в театральных проектах позволяет людям с ОВЗ найти свое место в обществе, развить свои таланты и стать полноценными членами социальной группы. Разработка и реализация театральных программ в профессионально-реабилитационных центрах может стать важным шагом на пути к улучшению качества жизни людей с ОВЗ и созданию более инклюзивного и толерантного общества.
Список литературы
Марышева
И.И. Театральные технологии как средство развития личностного и творческого потенциала людей с инвалидностью [Электронный ресурс] //
http://novaum.ru/public/p1682
Степанова
Г.А.
,
Демчук
А.В.
,
Варлакова
Ю.Р.
Р
азвитие креативности студентов с особыми образовательными потребностями
//
Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2589 –2598
.
Тринадцатко
А
.
А
.
Театрально-сценическое искусство как инструмент повышения социальной активности инвалидов по зрению
//
Социодинамика
. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralno-stsenicheskoe-iskusstvo-kak-instrument-povysheniya-sotsialnoy-aktivnosti-invalidov-po-zreniyu (дата обращения: 04.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат