Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления. Работа №71927

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Лисьев Леонид Борисович, учитель истории и обществознания

КГБОУ «Кедровый кадетский корпус», Красноярский край,

п. Кедровый

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления. Описаны подходы к реализации этой технологии в учебном процессе, ее влияние на активизацию познавательной деятельности школьников и развитие их критического мышления. Приведены примеры практического применения, а также рекомендации для учителей, направленные на эффективное включение заданий, способствующих развитию критического мышления, в учебный процесс.

Ключевые слова: учебно-познавательная мотивация, уроки истории, уроки обществознания, критическое мышление, образовательные технологии, активные методы обучения.

Формирование учебно-познавательной мотивации у учащихся является одним из ключевых аспектов успешного образовательного процесса. Особенно это актуально для уроков истории и обществознания, которые помогают не только освоить факты и события, но и развивать критическое мышление, аналитические навыки и способность к аргументированному обсуждению.

Современная педагогика акцентирует внимание на важности развития критического мышления как необходимого компонента образования, который позволяет учащимся не просто запоминать информацию, но и осмысленно ее интерпретировать, анализировать и применять в различных жизненных ситуациях. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как технологии развития критического мышления могут способствовать повышению мотивации учащихся и улучшению качества обучения.

Учебно-познавательная мотивация определяется как внутреннее побуждение учащегося к познанию и обучению. Она включает в себя интерес к учебному материалу, стремление к саморазвитию и желание понимать окружающий мир. Высокий уровень мотивации способствует не только успешному усвоению знаний, но и формированию устойчивых навыков и умений.

Критическое мышление представляет собой умение анализировать, оценивать и интерпретировать информацию. Это не просто способность к размышлению, но и навык, который можно развивать и тренировать. В контексте уроков истории и обществознания критическое мышление помогает учащимся:

Оценивать источники информации на предмет их достоверности.

Формулировать аргументированные позиции и обоснования своих мнений.

Анализировать различные точки зрения и подходы к изучаемым вопросам.

Таким образом, развитие критического мышления не только повышает учебно-познавательную мотивацию, но и способствует формированию у школьников навыков, необходимых для успешной учебной и профессиональной деятельности.

Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания. Принципы технологии.

Технология критического мышления включает в себя несколько ключевых компонентов:

Стимулирование интереса: создание проблемной ситуации, которая требует обсуждения и анализа.

Работа с информацией: умение выбирать, анализировать и интерпретировать источники.

Командная работа: взаимодействие учащихся в группах для обсуждения и защиты своих позиций.

Рефлексия: анализ процесса и результатов, а также усвоенных знаний.

Для реализации технологии критического мышления на уроках истории и обществознания можно использовать следующие методы и приемы:

Дискуссии и дебаты: организация обсуждений на актуальные темы, что позволяет учащимся высказывать свои мнения и учиться защищать свою позицию.

Кейсы и ситуационные задачи: анализ конкретных исторических событий или социальных явлений, что способствует исследовательскому подходу к обучению.

Проектная деятельность: реализация проектов, требующих научного подхода и критического анализа различных источников информации.

Картирование знаний: создание ментальных карт, помогающих визуализировать осваиваемый материал.

Далее приведем несколько примеров уроков истории и обществознания, в ходе которых эффективно использовались методы развития критического мышления.

Урок по истории: "Причины и последствия революций"

На уроке, посвященном событиям революций, учащиеся работают в группах. Каждая группа исследует определенные причины и последствия одной из революций (например, Февральской или Октябрьской 1917 года). Учащиеся приводят аргументы, обсуждают различные точки зрения и представляют результаты своего исследования остальным группам.

Урок по обществознанию: "Права человека"

На уроке обществознания старшеклассники участвуют в дебатах на тему прав человека: «Должны ли государства ограничивать определенные права в целях национальной безопасности?» Учитель подготавливает различные материалы для дискуссии, включая статьи, статистику и истории реальных людей. В результате учащиеся не только изучают теоретический материал, но и учатся аргументировать свои мысли и принимать во внимание разные точки зрения.

Анализ использования технологии критического мышления на уроках показал, что ее применение способствует:

Повышению интереса учащихся к изучаемым темам.

Углубленному пониманию материала.

Развитию навыков анализа и аргументации.

Формированию у учеников самостоятельности и ответственности за собственное обучение.

Рекомендации для учителей

Создавайте проблемные ситуации: включайте в урок проблематичные вопросы, которые побуждают учащихся к обсуждению и поиску ответов.

Используйте разнообразные методы: сочетайте разные приемы и форматы работы, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность учащихся.

Поощряйте рефлексию: давайте возможность учащимся подвести итоги своего обучения и сделать выводы о собственном прогрессе.

Стимулируйте сотрудничество: обеспечивайте условия для командной работы, что способствует развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.

Формирование учебно-познавательной мотивации через технологию развития критического мышления – это важный и необходимый этап в образовательном процессе. Использование активных методов и подходов, способствующих развитию критического мышления, позволяет сделать уроки истории и обществознания более увлекательными и содержательными, а также значительно повысить уровень вовлеченности и успешности учащихся.

Применение таких технологий в практике обучения поможет школьникам не только усвоить учебный материал, но и подготовить их к жизни в сложном и быстро меняющемся мире, где критическое мышление становится ключевым навыком для успешной деятельности.

Список литературы

Курочкина Ирина Анатольевна Повысить интерес к обучению. использование элементов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания // ВВО. 2023. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povysit-interes-k-obucheniyu.

Овчаренко Л. С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-na-urokah-obschestvoznaniya.

Первушкина А.И. Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-i-kommunikativnyh-tehnologiy-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×