ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Лисьев Леонид Борисович, учитель истории и обществознания
КГБОУ «Кедровый кадетский корпус», Красноярский край,
п. Кедровый
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии развития критического мышления. Описаны подходы к реализации этой технологии в учебном процессе, ее влияние на активизацию познавательной деятельности школьников и развитие их критического мышления. Приведены примеры практического применения, а также рекомендации для учителей, направленные на эффективное включение заданий, способствующих развитию критического мышления, в учебный процесс.
Ключевые слова: учебно-познавательная мотивация, уроки истории, уроки обществознания, критическое мышление, образовательные технологии, активные методы обучения.
Формирование учебно-познавательной мотивации у учащихся является одним из ключевых аспектов успешного образовательного процесса. Особенно это актуально для уроков истории и обществознания, которые помогают не только освоить факты и события, но и развивать критическое мышление, аналитические навыки и способность к аргументированному обсуждению.
Современная педагогика акцентирует внимание на важности развития критического мышления как необходимого компонента образования, который позволяет учащимся не просто запоминать информацию, но и осмысленно ее интерпретировать, анализировать и применять в различных жизненных ситуациях. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как технологии развития критического мышления могут способствовать повышению мотивации учащихся и улучшению качества обучения.
Учебно-познавательная мотивация определяется как внутреннее побуждение учащегося к познанию и обучению. Она включает в себя интерес к учебному материалу, стремление к саморазвитию и желание понимать окружающий мир. Высокий уровень мотивации способствует не только успешному усвоению знаний, но и формированию устойчивых навыков и умений.
Критическое мышление представляет собой умение анализировать, оценивать и интерпретировать информацию. Это не просто способность к размышлению, но и навык, который можно развивать и тренировать. В контексте уроков истории и обществознания критическое мышление помогает учащимся:
Оценивать источники информации на предмет их достоверности.
Формулировать аргументированные позиции и обоснования своих мнений.
Анализировать различные точки зрения и подходы к изучаемым вопросам.
Таким образом, развитие критического мышления не только повышает учебно-познавательную мотивацию, но и способствует формированию у школьников навыков, необходимых для успешной учебной и профессиональной деятельности.
Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания. Принципы технологии.
Технология критического мышления включает в себя несколько ключевых компонентов:
Стимулирование интереса: создание проблемной ситуации, которая требует обсуждения и анализа.
Работа с информацией: умение выбирать, анализировать и интерпретировать источники.
Командная работа: взаимодействие учащихся в группах для обсуждения и защиты своих позиций.
Рефлексия: анализ процесса и результатов, а также усвоенных знаний.
Для реализации технологии критического мышления на уроках истории и обществознания можно использовать следующие методы и приемы:
Дискуссии и дебаты: организация обсуждений на актуальные темы, что позволяет учащимся высказывать свои мнения и учиться защищать свою позицию.
Кейсы и ситуационные задачи: анализ конкретных исторических событий или социальных явлений, что способствует исследовательскому подходу к обучению.
Проектная деятельность: реализация проектов, требующих научного подхода и критического анализа различных источников информации.
Картирование знаний: создание ментальных карт, помогающих визуализировать осваиваемый материал.
Далее приведем несколько примеров уроков истории и обществознания, в ходе которых эффективно использовались методы развития критического мышления.
Урок по истории: "Причины и последствия революций"
На уроке, посвященном событиям революций, учащиеся работают в группах. Каждая группа исследует определенные причины и последствия одной из революций (например, Февральской или Октябрьской 1917 года). Учащиеся приводят аргументы, обсуждают различные точки зрения и представляют результаты своего исследования остальным группам.
Урок по обществознанию: "Права человека"
На уроке обществознания старшеклассники участвуют в дебатах на тему прав человека: «Должны ли государства ограничивать определенные права в целях национальной безопасности?» Учитель подготавливает различные материалы для дискуссии, включая статьи, статистику и истории реальных людей. В результате учащиеся не только изучают теоретический материал, но и учатся аргументировать свои мысли и принимать во внимание разные точки зрения.
Анализ использования технологии критического мышления на уроках показал, что ее применение способствует:
Повышению интереса учащихся к изучаемым темам.
Углубленному пониманию материала.
Развитию навыков анализа и аргументации.
Формированию у учеников самостоятельности и ответственности за собственное обучение.
Рекомендации для учителей
Создавайте проблемные ситуации: включайте в урок проблематичные вопросы, которые побуждают учащихся к обсуждению и поиску ответов.
Используйте разнообразные методы: сочетайте разные приемы и форматы работы, чтобы поддерживать интерес и вовлеченность учащихся.
Поощряйте рефлексию: давайте возможность учащимся подвести итоги своего обучения и сделать выводы о собственном прогрессе.
Стимулируйте сотрудничество: обеспечивайте условия для командной работы, что способствует развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.
Формирование учебно-познавательной мотивации через технологию развития критического мышления – это важный и необходимый этап в образовательном процессе. Использование активных методов и подходов, способствующих развитию критического мышления, позволяет сделать уроки истории и обществознания более увлекательными и содержательными, а также значительно повысить уровень вовлеченности и успешности учащихся.
Применение таких технологий в практике обучения поможет школьникам не только усвоить учебный материал, но и подготовить их к жизни в сложном и быстро меняющемся мире, где критическое мышление становится ключевым навыком для успешной деятельности.
Список литературы
Курочкина Ирина Анатольевна Повысить интерес к обучению. использование элементов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания // ВВО. 2023. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povysit-interes-k-obucheniyu.
Овчаренко Л. С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-na-urokah-obschestvoznaniya.
Первушкина А.И. Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-i-kommunikativnyh-tehnologiy-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат