Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Проектная деятельность в процессе освоения школьной программы изобразительного искусства. Работа №71947

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Проектная деятельность в процессе освоения школьной программы изобразительного искусства
Работа:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Бетрозова Ирина Петровна, учитель

МОУ ИРМО «Никольская СОШ», Иркутская область, с Никольск

 

Аннотация. В статье рассматривается важность и роль проектной деятельности в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства (ИЗО). Описываются подходы к организации проектной деятельности, её влияние на развитие творческих и когнитивных способностей учащихся. Также рассматриваются примеры успешных проектов и методы их реализации на разных этапах обучения. Проектная деятельность в ИЗО способствует активному участию учеников в процессе обучения, мотивирует их на самостоятельное изучение материала и формирует устойчивый интерес к искусству.

Ключевые слова: проектная деятельность, изобразительное искусство, обучение, творческие проекты, школьная программа.

 

Проектная деятельность в современном образовательном процессе играет важную роль в развитии ключевых компетенций учащихся, таких как критическое мышление, креативность, умение работать в команде и самостоятельно планировать деятельность. В рамках школьной программы по изобразительному искусству проектные методы позволяют создать условия для более глубокого и осознанного освоения материала, повышая уровень вовлечённости и интереса к предмету.

Проекты на уроках ИЗО могут включать как индивидуальные, так и групповые задания, связанные с созданием художественных произведений, изучением стилей и техник, а также интеграцией других областей знаний, таких как история искусства, литература или даже наука. Проектная деятельность позволяет развивать не только художественные навыки, но и общие учебные компетенции, что делает её неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

Основной целью проектной деятельности в обучении изобразительному искусству является развитие у учащихся способности самостоятельно решать творческие задачи, используя свои знания и навыки. Кроме того, проектные задания помогают формировать навыки самоорганизации, ответственности и умения работать в команде.

В рамках ИЗО проекты могут включать различные этапы: от разработки идеи до её воплощения в готовое художественное произведение. Ученики учатся не только работать с материалами и техниками, но и анализировать источники информации, находить вдохновение в произведениях искусства, а также рефлексировать по поводу своей деятельности и её результатов. Проектная деятельность позволяет глубже погружаться в изучаемые темы и создавать творческие продукты, отражающие индивидуальные особенности учеников.

Проекты на уроках ИЗО могут быть реализованы в самых различных формах, в зависимости от возраста и уровня подготовки учеников. Среди них можно выделить следующие:

1. Тематические проекты. Эти проекты направлены на исследование определённой темы или художественного направления. Например, ученики могут создать работы, посвящённые эпохе Ренессанса или абстрактному искусству, изучив стиль и технику художников этого периода.

2. Междисциплинарные проекты. Эти проекты позволяют интегрировать знания из других областей: истории, литературы, географии. Например, изучая античное искусство, ученики могут создавать скульптуры или рисунки, вдохновлённые мифологией Древней Греции.

3. Индивидуальные творческие проекты. Эти проекты дают ученикам возможность реализовать собственные идеи, создавая работы на свободную тему. Здесь важно, чтобы педагог выступал в роли наставника, помогая структурировать работу и поддерживая творчество учащегося.

4. Групповые проекты. В рамках таких проектов учащиеся могут совместно создавать большие художественные произведения, такие как коллективные панно, мозаики или инсталляции. Это позволяет развивать навыки командной работы и взаимопомощи.

5. Исследовательские проекты. Учащиеся могут исследовать биографии художников, анализировать их творчество и представлять результаты в виде визуальных презентаций или докладов, сопровождаемых творческими заданиями.

Процесс проектной деятельности можно разделить на несколько ключевых этапов:

- Определение темы и цели проекта. На этом этапе учащиеся совместно с учителем выбирают тему проекта. Это может быть как заданная тема, так и свободный выбор учеников. Важно, чтобы тема проекта вызывала интерес и была актуальной для учащихся.

- Разработка плана проекта. Учащиеся составляют план работы над проектом, распределяют задачи, определяют сроки выполнения отдельных этапов. Важно, чтобы на этом этапе была установлена чёткая структура работы.

- Реализация проекта. Этот этап включает в себя непосредственно создание художественного продукта: рисунка, скульптуры, инсталляции и т.д. Ученики могут работать как индивидуально, так и в группах, используя различные художественные материалы и техники.

- Презентация проекта. Итогом работы над проектом является его презентация перед классом или на школьных выставках. Важно, чтобы ученики могли рассказать о своём проекте, объяснить замысел и процесс его реализации.

- Рефлексия и оценка результатов. После завершения проекта учащиеся и учитель проводят анализ работы: что удалось, какие трудности возникли, чему научились участники проекта. Это важный этап, так как рефлексия помогает закрепить знания и умения, полученные в процессе работы.

Приведем примеры успешных проектов.

1. Проект «Художники и их эпоха».

Ученики старших классов в рамках проекта изучают биографии и творчество известных художников разных эпох. Каждый ученик выбирает своего художника, изучает его жизнь и творчество, создавая собственную работу, вдохновленную стилем этого мастера. В ходе работы учащиеся не только осваивают художественные техники, но и углубляют свои знания по истории искусства, учатся анализировать и интерпретировать художественные произведения.

2. Проект «Мир через цвет и форму».

Этот проект может быть реализован на уроках ИЗО в начальной школе. Ученикам предлагается создать коллективное панно, где каждый участник рисует свой фрагмент общей картины, используя основные элементы композиции и колорита. Проект способствует развитию у детей навыков работы в команде, а также их пониманию основ изобразительного искусства.

Проектная деятельность оказывает значительное влияние на развитие творческих способностей учащихся. Во-первых, она даёт возможность ученикам самостоятельно выбирать направления для творческой работы, что способствует развитию их инициативности и самостоятельности. Во-вторых, проекты требуют от учеников анализа, планирования и рефлексии, что помогает им развивать критическое мышление и навыки самоконтроля. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, особенно при выполнении групповых заданий.

Проектная деятельность также помогает ученикам почувствовать себя настоящими художниками, погружаясь в процесс создания художественных произведений и исследуя искусство на практике. Этот опыт может стать важным шагом в профессиональном самоопределении учащихся, стимулируя их интерес к дальнейшему изучению искусства.

В заключение отметим, что проектная деятельность является эффективным педагогическим инструментом для развития творческих и познавательных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Она способствует более глубокому осознанию материала, активному вовлечению учеников в учебный процесс и развитию навыков самостоятельной работы. Использование проектной деятельности позволяет сделать уроки ИЗО более интерактивными и интересными, а также помогает формировать устойчивый интерес к искусству и творчеству.

 

Список литературы

 

Белякова, Т. И. (2020). Проектная деятельность в школе: методические рекомендации для педагогов. Москва: Академия.

Воронцова, М. С. (2018). Проектные технологии в обучении искусству. Педагогическое мастерство, 5(2), 34-45.

Иванов, Д. В. (2021). Развитие творческих способностей у школьников через проектную деятельность на уроках ИЗО. Образование и творчество. Москва: Академия.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×