Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики
Пьянков Сергей Павлович, учитель
МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс»
Структурное подразделение Путинская школа
Аннотация. В статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики как способ повышения эффективности учебного процесса и улучшения самочувствия обучающихся. Особое внимание уделяется интеграции технологий, способствующих снижению стресса и утомляемости учащихся, а также формированию привычек здорового образа жизни. Приводятся примеры методов и практик, которые могут быть внедрены в образовательный процесс для достижения этих целей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, информатика, учебный процесс, здоровье, активные методы обучения, организация рабочего пространства, психоэмоциональный комфорт.
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется не только качеству знаний, но и состоянию здоровья школьников. В условиях высокой нагрузки и длительного пребывания за компьютером необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии, которые способствуют созданию комфортной атмосферы на уроках информатики. Эти технологии направлены на снижение физического и психоэмоционального стресса, улучшение концентрации и повышение интереса к учебному материалу. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики может включать в себя различные аспекты, начиная от организации рабочего пространства и заканчивая методами активного обучения.
Одним из первых шагов в реализации здоровьесберегающих технологий является правильная организация рабочего пространства. Мебель, на которой работают ученики, должна быть эргономичной, что поможет избежать неправильной осанки и физического дискомфорта. Учитель информатики должен следить за тем, чтобы ученики сидели на правильной высоте, а экраны компьютеров находились на уровне глаз. Это позволяет снизить нагрузку на зрение и опорно-двигательный аппарат. Кроме того, регулярные перерывы на физическую активность и разминку играют важную роль в поддержании здоровья школьников. Учитель может внедрять 5-10 минутные физкультминутки, которые помогут разогнать кровь и улучшить внимание. Эти перерывы могут включать в себя простые упражнения, такие как растяжка или дыхательные практики, что способствует повышению концентрации после возвращения к учебе.
Также важно учитывать психоэмоциональный аспект обучения. Создание комфортной и дружелюбной атмосферы в классе может существенно повлиять на восприятие материала. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя важным и нужным. Групповая работа и парные задания помогают развить командный дух и взаимопомощь среди учащихся, что снижает уровень тревожности и стресса. Важно предоставить возможность каждому ученику высказать свои идеи и предложения, что формирует у них чувство ответственности за общий результат.
Внедрение информационных технологий также может служить средством снижения нагрузки на учащихся. Использование интерактивных досок и презентаций помогает учителю представить материал в наглядной форме, что снижает необходимость запоминания большого объема информации. Анимации и видеоуроки могут быть полезны для объяснения сложных понятий, они позволяют учащимся лучше усваивать материал. Например, при изучении основ программирования можно использовать игровые платформы, которые делают процесс обучения более увлекательным и менее стрессовым. Дети, вовлеченные в игровую деятельность, имеют больше шансов понять и запомнить новый материал, поскольку они не ощущают давления, связанного с традиционным методом обучения.
Кроме того, важно обучать учеников методам управления своим временем и стрессом. Учитель может интегрировать в уроки техники тайм-менеджмента и осознанности, которые помогут учащимся организовать свою работу и снизить уровень тревожности. Например, использование методики «Помодоро» (25 минут работы, 5 минут перерыва) может быть адаптировано для уроков информатики. Этот метод помогает учащимся концентрироваться на выполнении заданий и избегать выгорания, что, в свою очередь, улучшает качество работы и способствует сохранению здоровья.
Еще одной здоровьесберегающей технологией является использование дистанционного обучения. В условиях пандемии многие школы были вынуждены адаптироваться к новым условиям и внедрить онлайн-формат обучения. Дистанционные уроки могут помочь учащимся сохранять физическое здоровье, поскольку они могут организовать рабочее место в удобной для себя обстановке. Тем не менее, важно помнить о необходимости придерживаться распорядка дня и выделять время для активных перерывов, чтобы избежать пассивного образа жизни. В этом контексте учитель информатики может организовать смешанное обучение, сочетая традиционные и дистанционные методы, чтобы создать более гибкую и здоровую образовательную среду.
Применение здоровьесберегающих технологий также включает в себя использование цифровых ресурсов, способствующих обучению в интерактивной форме. Платформы для создания и проведения онлайн-опросов, викторин и тестов позволяют учителю сделать уроки более динамичными и интересными. Такой подход способствует вовлечению учащихся в процесс обучения, что в свою очередь помогает снижению уровня стресса и повышению мотивации к учебе. Например, использование сервиса Quizlet для проведения викторин по информатике не только делает процесс обучения увлекательным, но и помогает ученикам повторить пройденный материал в игровой форме, что способствует лучшему запоминанию.
Необходимо также помнить о важности формирования у учащихся здоровых привычек в области использования технологий. Обучение правильному распределению времени за экраном, соблюдение режима работы и отдыха, а также осознание негативного влияния чрезмерного использования гаджетов на здоровье должны стать важными аспектами образовательного процесса. Учитель информатики может внедрить в уроки темы по цифровой грамотности и безопасному поведению в интернете, что поможет формировать у школьников осознанное отношение к использованию технологий.
В заключение, применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики играет важную роль в создании комфортной и продуктивной образовательной среды. Это включает в себя как организацию рабочего пространства, так и внедрение активных методов обучения, психоэмоциональную поддержку и использование цифровых ресурсов. Создание здоровой атмосферы в классе и развитие у учащихся навыков управления своим временем и стрессом способствуют не только улучшению успеваемости, но и сохранению здоровья школьников в условиях современного образовательного процесса. Учителя информатики должны стремиться к интеграции этих технологий в свою практику, чтобы обеспечить качественное и безопасное обучение для своих учеников.
Список литературы
Быстрова, С. С.
Здровьесберегающие
технологии на уроках информатики / С. С. Быстрова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 405-407.
Гуськова
О.В.
У
роки информатики и здоровье
// Евразийский научный журнал. 2017. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-informatiki-i-zdorovie-1
(дата обращения: 07.10.2024).
Жуйков Е. В., Леонова Л. А. Школьник за компьютером: здоровьесберегающие технологии. — М.: Чистые пруды, 2017. — 32 с.
Колотова Д.А.,
Гераськин
А.А. И
спользование
з
доровьесберегающих технологий на уроках информатики. методические рекомендации
// Вестник науки. 2023. №12 (69). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-na-urokah-informatiki-metodicheskie-rekomendatsii
(дата обращения: 07.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат