Профилактика нарушений письменной речи на уроках литературного чтения и русского языка в добукварный и букварный период в 1-ом классе
Кузнецова Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 158 Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация. Статья посвящена важности профилактики нарушений письменной речи у учеников начальных классов в процессе обучения литературному чтению и русскому языку. Рассматриваются основные причины, приводящие к этим нарушениям, а также практические подходы и методы, которые помогут учителям создать благоприятную среду для развития навыков письменной речи. В статье приводятся примеры занятий и упражнений, способствующих успешному усвоению материала.
Ключевые слова: письменная речь, нарушения, профилактика, литературное чтение, русский язык, 1 класс, добукварный период, букварный период, методы обучения.
В обучении русскому языку и литературному чтению, особенно в первом классе, особое внимание необходимо уделять профилактике нарушений письменной речи. Период до знакомства с букварем и непосредственно в процессе изучения букв и звуков является критически важным для формирования базовых навыков грамотного письма. На этом этапе у детей происходит активное освоение речевых норм, и ошибки, допущенные на начальном этапе, могут в дальнейшем привести к более серьезным нарушениям.
Причины нарушений письменной речи у первоклассников могут быть разнообразными. Это и недостаток фонематического восприятия, и неумение различать подобные по звучанию буквы, и слабое развитие моторики. На этапе добукварного обучения дети часто сталкиваются с трудностями при написании простых слов и предложений. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и проводить своевременную диагностику. Регулярные тестирования на понимание и восприятие материала помогут выявить детей, нуждающихся в дополнительной поддержке.
На уроках литературного чтения и русского языка важно применять разнообразные методы и подходы для профилактики нарушений письменной речи. Одним из эффективных способов является использование игровых элементов. Например, можно организовать занятия в форме «путешествий», где каждый этап будет связан с новой буквой или звуком. На каждом этапе дети будут выполнять задания, связанные с написанием слов, содержащих изучаемую букву. Это не только сделает уроки более интересными, но и поможет закрепить материал.
Важным моментом является работа с текстом. Чтение вслух, обсуждение прочитанного, составление простых предложений на основе прочитанного текста – все это способствует развитию письменной речи. Учитель может предложить детям записать краткий пересказ прочитанного, что поможет развить навыки логического мышления и формирования грамотных предложений.
Использование иллюстраций также может значительно упростить процесс обучения. На каждом уроке можно демонстрировать картинки, связанные с новой буквой или словом. Дети могут не только обсуждать, что изображено на картинке, но и писать короткие предложения, описывающие увиденное. Это не только развивает их творческие способности, но и помогает запомнить написание слов.
Не менее важной является работа над фонематическим слухом. Занятия, направленные на развитие этого навыка, могут включать игры, в которых дети должны определять, сколько слогов в слове, и какие звуки его составляют. Например, учитель может произнести слово и попросить учеников хлопнуть в ладоши столько раз, сколько в нем слогов. Такие упражнения развивают не только слух, но и моторику, что в дальнейшем положительно скажется на умении писать.
Обратная связь играет ключевую роль в профилактике нарушений письменной речи. Каждый ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны учителя. Важно не только указывать на ошибки, но и подчеркивать успехи. Установка на позитивный результат будет способствовать формированию у детей уверенности в своих силах.
Следует также уделить внимание межпредметным связям. Связывая литературное чтение с окружающим миром, математикой или искусством, учитель может значительно расширить горизонты детей и сделать обучение более комплексным. Например, после чтения сказки о животных можно предложить детям нарисовать их и написать о них небольшое сочинение. Такие задания развивают креативность и помогают формировать устойчивые навыки письма.
Важную роль в профилактике нарушений письменной речи играет работа с родителями. Учителя должны активно вовлекать родителей в образовательный процесс. Регулярные собрания, семинары и мастер-классы помогут родителям понять, как они могут поддержать своих детей дома. Например, родителям можно рекомендовать читать вместе с детьми, обсуждать прочитанное, задавать вопросы и предлагать сочинять небольшие истории. Это создаст дополнительную мотивацию для детей и укрепит их навыки.
Также стоит учитывать, что каждый ребенок уникален, и подходы к обучению должны быть индивидуальными. Необходимо создавать дифференцированные задания, которые учитывают уровень подготовленности каждого ученика. Для одних детей задания могут быть более простыми, для других – сложнее, с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.
В заключение, профилактика нарушений письменной речи на уроках литературного чтения и русского языка в первом классе является задачей, требующей комплексного подхода. Учителям необходимо использовать разнообразные методы и средства обучения, чтобы создать максимально комфортные условия для развития письменной речи у детей. Работая в тесном сотрудничестве с родителями и вовлекая детей в активный процесс обучения, можно достичь значительных результатов. Важно помнить, что каждый шаг, сделанный в направлении улучшения письменной речи, приближает детей к успешному освоению языка и формированию навыков грамотного письма, что будет служить основой для их дальнейшего обучения.
Список литературы
1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] : М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2018. – №14 (73). – С. 243-244.
2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов // Начальная школа. – 2012. – №1. – С. 90.
3. Вождаева, Е. О. Обучение письму и письменной речи в начальной школе [Текст] : Е. О. Вождаева // III Авдеевские чтения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. канд. пед. наук Ю. А. Шурыгиной. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – C. 252-255.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат