Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения и русского языка
Кузнецова Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 158 Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье обсуждается важность развития функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка. Рассматриваются основные подходы и методы, способствующие формированию у детей навыков, необходимых для успешной коммуникации и понимания окружающего мира. Приводятся практические примеры, которые могут быть использованы в работе с детьми, а также подчеркивается роль учителя в этом процессе.
Ключевые слова: функциональная грамотность, литературное чтение, русский язык, начальная школа, педагогика, обучение.
Развитие функциональной грамотности — одна из ключевых задач современного образования, которая приобретает особую значимость на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе. Функциональная грамотность включает в себя умение воспринимать, интерпретировать и использовать информацию в различных жизненных ситуациях. Это навыки, которые помогают детям не только в учебе, но и в повседневной жизни, способствуя их успешной социализации.
На уроках литературного чтения учитель имеет уникальную возможность развивать у детей критическое мышление, учить их анализировать тексты и высказывать собственное мнение. Например, после прочтения сказки «Колобок» можно провести обсуждение: «Почему Колобок не остался с дедушкой и бабушкой?» Такой вопрос побуждает детей задуматься о мотивах действий персонажей и высказывать свои мнения, что развивает их умение аргументировать.
Кроме того, можно предложить детям провести «дебаты» на тему: «Кто прав — Колобок или его дедушка?» Дети будут делиться своими взглядами, учиться слушать других и отстаивать свою позицию. Это не только помогает развивать навыки публичного выступления, но и формирует уверенность в себе. Участие в таких обсуждениях подчеркивает важность уважения к мнению другого человека, что является неотъемлемой частью функциональной грамотности.
Важным элементом развития функциональной грамотности является работа с различными текстами. Учитель может предложить детям не только литературные произведения, но и статьи, рекламные материалы, инструкции и даже рассказы о текущих событиях. Например, можно взять текст о сохранении природы и обсудить, какие действия каждый из нас может предпринять для охраны окружающей среды. Дети могут работать в группах, создавая свои проекты по этой теме, что дает им возможность применять полученные знания на практике.
На уроках русского языка также можно интегрировать элементы, способствующие развитию функциональной грамотности. Например, изучая правила написания сочинений, можно предложить детям написать «письмо другу» или «сообщение о событии». Это не только научит их правильно структурировать свои мысли, но и покажет, как важно уметь донести информацию до другого человека. В процессе написания таких текстов учитель может акцентировать внимание на особенностях стиля, речевых оборотов и других языковых средствах, необходимых для эффективной коммуникации.
Еще одним эффективным методом является использование проектной деятельности. К примеру, можно организовать проект, связанный с изучением культуры разных народов через их литературные произведения. Дети могут выбрать, например, русские народные сказки, индийские мифы или африканские легенды. После изучения каждой группы текстов ученики могут представлять свои работы в классе, делая акцент на культурных особенностях и ценностях, отраженных в этих произведениях. Такой подход развивает не только литературную, но и культурную грамотность, что очень важно в современном многонациональном обществе.
Не менее важно уделять внимание интеграции различных предметов. На уроках литературного чтения можно использовать элементы математики, например, при изучении различных форматов текстов. Дети могут анализировать, сколько предложений содержит тот или иной абзац, какое количество персонажей присутствует в сказке, и даже составлять графики для иллюстрации своих выводов. Это позволяет детям видеть связь между разными предметами и развивает их критическое мышление.
Кроме того, учитель может организовать чтение и обсуждение книг, в которых поднимаются актуальные темы, например, дружбы, толерантности, помощи друг другу. После прочтения можно провести анкетирование, где дети смогут ответить на вопросы о своих чувствах и реакциях на действия героев. Это способствует развитию эмоциональной грамотности, что также является важным аспектом функциональной грамотности.
Также стоит отметить, что активное использование технологий в обучении может значительно повысить интерес детей к предмету и улучшить их навыки. Использование интерактивных досок, презентаций и образовательных приложений делает процесс обучения более динамичным и современным. Например, можно создать виртуальную библиотеку, где дети смогут не только читать книги, но и делиться своими отзывами о прочитанном. Это способствует развитию критического мышления и умений анализировать информацию.
Не менее важно создавать позитивную атмосферу на уроках. Учитель, демонстрируя интерес к мнению каждого ученика и уважение к его высказываниям, способствует созданию безопасного пространства для общения. Дети должны чувствовать, что их мысли важны и ценны. Это не только развивает их уверенность в себе, но и повышает уровень их функциональной грамотности.
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения и русского языка — это многоаспектный процесс, который требует внимания и творчества со стороны учителей. Важно применять различные методы и подходы, которые помогут детям развивать навыки, необходимые для успешного общения и понимания окружающего мира. При этом необходимо помнить, что каждое занятие — это возможность не только передать знания, но и вдохновить детей на дальнейшее развитие и самосовершенствование. Творческий подход к обучению, уважение к мнению каждого ученика и использование современных технологий помогут создать условия для формирования функционально грамотной личности, готовой к вызовам современного общества.
Список литературы
1. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019.-160 с.
2. Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат