Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие навыков самообслуживания у дошкольников. Работа №71988

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие навыков самообслуживания у дошкольников
Работа:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Алиева Севиль Сейфал кызы, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41

Московского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития навыков самообслуживания у дошкольников. Раскрывается значение формирования у детей самостоятельности и умения выполнять простые бытовые действия. Описываются основные методы и приемы, которые могут использоваться воспитателями для воспитания у детей навыков самообслуживания в детском саду. Подчеркивается важность совместной работы воспитателей и родителей в этом процессе.

Ключевые слова: самообслуживание, дошкольники, самостоятельность, воспитание, навыки, детский сад, развитие.

 

Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста является одной из важных задач воспитания в детском саду. Самообслуживание — это не только выполнение повседневных бытовых действий, таких как умывание, одевание или уборка игрушек, но и важный этап в становлении самостоятельности ребенка. Способность детей к самообслуживанию напрямую связана с их развитием ответственности, уверенности в своих силах и умением решать жизненные задачи. Формирование этих навыков помогает детям лучше адаптироваться к условиям детского сада и в дальнейшем к школе.

Воспитание навыков самообслуживания требует систематического подхода и активного участия воспитателей и родителей. В условиях детского сада воспитатель играет ключевую роль в обучении детей таким важным действиям, как умывание, одевание, прием пищи, уборка после занятий и игр. Эти задачи кажутся простыми для взрослых, но для ребенка они требуют значительных усилий, поскольку включают координацию движений, внимание и навыки общения. Поэтому важно, чтобы воспитатель понимал, что процесс освоения навыков самообслуживания должен быть постепенным и организованным с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Один из ключевых принципов обучения самообслуживанию — это создание мотивации к самостоятельности. Дети дошкольного возраста учатся быстрее и легче, если они чувствуют интерес и желание освоить новые умения. Воспитатель должен поощрять и поддерживать ребенка в его стремлениях сделать что-то самостоятельно, создавая благоприятные условия для этого. Например, можно организовать игровые ситуации, где ребенок должен самостоятельно надеть одежду или убрать свои игрушки. В таких ситуациях дети не только тренируют свои навыки, но и чувствуют гордость за достигнутый результат. Важно, чтобы воспитатель хвалил ребенка за его усилия, а не только за успехи, поддерживая тем самым позитивное отношение к самообслуживанию.

Также стоит уделять внимание последовательности обучения. Детям важно понимать, что выполнение действий в определенной последовательности помогает быстрее и качественнее справиться с задачей. В этом воспитателю может помочь использование наглядных материалов: схемы, карточки с пошаговыми инструкциями или демонстрация самого процесса. Например, для того чтобы научить ребенка правильно умываться, можно последовательно объяснить, как намочить лицо, нанести мыло, смыть его и вытереться полотенцем. Повторение этих действий на протяжении дня закрепляет у детей правильные алгоритмы поведения.

Большое значение в развитии навыков самообслуживания имеют игровые методы. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности, и через неё они легче осваивают новые умения. Воспитатель может использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети будут выполнять повседневные действия. Например, игра в "дом", где дети по очереди исполняют роли родителей, могут включать в себя такие задания, как приготовление еды (в игровой форме), уборка, уход за игрушками и другими "домашними" делами. В процессе игры дети учатся действовать самостоятельно, а также воспринимают навыки самообслуживания как часть их повседневной жизни.

Кроме игр, важным методом является создание условий для самостоятельности в повседневной деятельности. Воспитатель должен организовать пространство в группе таким образом, чтобы дети могли легко и безопасно справляться с задачами самообслуживания. Например, вешалки для одежды и полочки для обуви должны находиться на уровне, доступном для детей, чтобы они могли самостоятельно одеваться и раздеваться. Посуда для приема пищи должна быть легкой и удобной, чтобы дети могли без помощи взрослых наливать воду или разливать суп. Важно также предоставить детям время для того, чтобы они могли самостоятельно выполнить задания, не подгоняя их. Воспитатель должен проявлять терпение и готовность помочь только тогда, когда это действительно необходимо.

Развитие навыков самообслуживания тесно связано с формированием у детей ответственности за свои поступки и действия. Важно учить детей не только выполнять задания, но и осознавать, почему они должны заботиться о себе и своем окружении. Например, воспитатель может объяснить детям, что убирать игрушки после игры — это не только необходимость для порядка, но и забота о других детях, которым тоже будет приятно играть в чистом пространстве. Воспитатель может также привлекать детей к простым обязанностям в группе, например, помогать накрывать на стол или поливать цветы, что способствует развитию чувства ответственности и коллективизма.

Родители играют важную роль в процессе формирования навыков самообслуживания у детей. Важно, чтобы воспитатели и родители действовали согласованно, поддерживая друг друга в обучении ребенка самостоятельности. Воспитатель может рекомендовать родителям простые задания, которые можно выполнять дома, например, поручать ребенку самостоятельно готовить одежду на следующий день или накрывать стол к ужину. Совместная работа воспитателей и родителей помогает создать для ребенка единое образовательное пространство, где навыки самообслуживания поддерживаются и развиваются как в детском саду, так и дома.

Таким образом, развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Эти навыки не только помогают детям стать более самостоятельными и уверенными в своих силах, но и способствуют их общему развитию, включая формирование ответственности, терпения и уважения к окружающим. Важно, чтобы воспитатели использовали разнообразные методы обучения, учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка и активно сотрудничали с родителями. В результате этого дети смогут уверенно справляться с бытовыми задачами и постепенно готовиться к новым жизненным вызовам.

 

Список литературы

 

Дьяченко, Е. В. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Дьяченко, И. С. Усенко, Е. А. Юдина. —

Текст :

непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, март 2023 г.). —

Казань :

Молодой ученый, 2023. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17898/ (дата обращения: 07.10.2024).

Моржина

, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и

дома./

Е. В.

Моржина

. — М.:

Теревинф

, 2017. — 157 с.

Сайгушева

, Л. И. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию / Л. И.

Сайгушева

, И. С.

Стряпухина

// Международный журнал экспериментального образования. –№ 7. — 2019. — С.39–41.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×