Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные подходы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Работа №71989

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные подходы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
Работа:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Тараненко Алина Анатольевна, учитель начальных классов

ГБОУ «СШ №65», г.о.Мариуполь

 

Аннотация. Статья посвящена современным подходам формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Функциональная грамотность рассматривается как способность применять знания и навыки в практической деятельности, что становится особенно актуальным в условиях современного образовательного процесса. В статье представлены основные компоненты функциональной грамотности, эффективные методы и приемы ее формирования, а также практические рекомендации для учителей. Акцентируется внимание на важности интеграции различных подходов и технологий, что позволяет создать условия для комплексного и глубокого усвоения учебного материала.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, образовательные технологии, активные методы обучения, критическое мышление, проектная деятельность.

 

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню грамотности молодежи. В условиях информационного общества, где знания становятся основным ресурсом, функциональная грамотность приобретает особое значение. Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и способность использовать эти навыки в реальной жизни, решая разнообразные задачи. Важность формирования функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка не вызывает сомнений, так как именно в этом возрасте закладываются основы грамотного поведения и взаимодействия с окружающим миром.

 

Формирование функциональной грамотности должно проходить через использование современных подходов, которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения, развитию их критического мышления, креативности и умения работать в команде. В данной статье рассмотрим современные подходы, методики и практические рекомендации для успешной реализации функциональной грамотности в начальной школе.

Функциональная грамотность определяется как умение применять знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Это не просто способность читать и писать, но и умение:

1. Читать с пониманием – осмысленно воспринимать текст, выявлять основную идею, анализировать информацию.

2. Писать с учетом целей и задач – создавать текст, адекватный поставленным задачам, в том числе в различных стилях.

3. Работать с информацией – уметь находить, обрабатывать и представлять информацию из различных источников.

4. Коммуницировать – вести диалог, аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Функциональная грамотность включает в себя элементы критического мышления, саморегуляции и сотрудничества. Учитывая это, современный учитель русского языка должен применять методы, которые способствуют развитию этих качеств у учащихся.

Современные подходы к формированию функциональной грамотности

1. Интегративный подход

Интегративный подход предполагает сочетание различных предметных областей и их интеграцию в учебный процесс. На уроках русского языка можно использовать элементы других дисциплин, таких как литература, история, математика и искусство. Это позволяет формировать у детей целостное восприятие знаний и помогает связать изучаемый материал с реальной жизнью.

Пример: На уроке русского языка можно провести интегрированное занятие, посвященное описанию природы, где учащиеся изучают не только лексические средства, но и основы экологии, что способствует развитию экологической грамотности.

2. Проектный метод

Проектный метод направлен на создание условий для самостоятельной деятельности учащихся. Дети могут работать над проектами, которые требуют исследования, анализа и презентации результатов. Проектная деятельность способствует развитию функциональной грамотности, так как требует от учащихся умения работать с информацией, выражать свои мысли и сотрудничать в группе.

Пример: Учащиеся могут разработать проект «Мой родной город», в котором исследуют его историю, культуру, составляют презентацию и представляют её классу. Это развивает их исследовательские навыки и умение выступать публично.

3. Активные методы обучения

Активные методы обучения, такие как дискуссии, ролевые игры, работа в группах, способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Они помогают детям научиться выражать свои мысли, аргументировать свою позицию и учитывать мнения других.

Пример: Проведение дебатов по актуальным темам или использование ролевых игр на уроках русского языка помогает развить навыки коммуникации и критического мышления.

4. Использование цифровых технологий

Цифровые технологии открывают новые возможности для формирования функциональной грамотности. Использование интерактивных платформ, онлайн-ресурсов и образовательных приложений позволяет делать процесс обучения более увлекательным и доступным.

 

Пример: Применение онлайн-игр и викторин для закрепления изучаемого материала делает уроки более динамичными и интересными, а также развивает цифровую грамотность.

5. Индивидуализированный подход

Индивидуализированный подход учитывает потребности и особенности каждого ученика. Учащиеся могут работать в своем темпе, выбирая задания в зависимости от своих интересов и уровня подготовки. Это способствует более глубокому усвоению материала и повышению мотивации к обучению.

Пример: Предложение учащимся выбрать темы для сочинений на основе их личных интересов способствует более глубокому пониманию материала и развивает творческое мышление.

Практические рекомендации для формирования функциональной грамотности

1. Создание образовательной среды

Важно создать на уроках такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию функциональной грамотности. Это может быть достигнуто через использование различных материалов, активные формы работы и организацию взаимодействия учащихся.

Рекомендация: Учителю стоит оформлять класс в соответствии с темами изучаемого материала, использовать наглядные пособия и технологии, которые помогут детям лучше воспринимать информацию.

2. Внедрение в учебный процесс игровых технологий

Игровые технологии позволяют сделать обучение более увлекательным и мотивирующим. Использование игр на уроках русского языка помогает развивать не только функциональную грамотность, но и социальные навыки.

Рекомендация: Включение в уроки различных игровых форматов, таких как квесты, ролевые игры, викторины, позволит повысить интерес учащихся к изучению языка.

 

3. Формирование критического мышления

Критическое мышление является важной составляющей функциональной грамотности. Учителя могут использовать различные методики, которые помогают детям анализировать информацию, задавать вопросы и формулировать собственное мнение.

Рекомендация: Введение вопросов на уроках, которые стимулируют обсуждение и анализ, помогает детям развивать критическое мышление. Например, обсуждение прочитанного текста с акцентом на его смысл и актуальность.

4. Работа с текстами

Работа с различными текстами, как художественными, так и научными, помогает учащимся развивать навыки чтения и понимания информации. Учитель может использовать разнообразные виды текстов для формирования функциональной грамотности.

Рекомендация: Регулярное чтение и анализ различных текстов, создание резюме и пересказ, а также написание отзывов о прочитанном, помогут детям развить навыки анализа и критического мышления.

5. Оценивание и самооценивание

Эффективная система оценивания и самооценивания позволяет учащимся осознавать свои успехи и недостатки, что способствует более глубокому пониманию процесса обучения. Важно, чтобы дети учились не только принимать оценки от учителя, но и осмысливать собственный прогресс.

Рекомендация: Введение самооценки через рефлексивные практики, где учащиеся могут анализировать свои достижения и ставить цели, будет способствовать развитию саморегуляции.

В заключение можно отметить, что формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка является актуальной задачей современного образования. Применение современных подходов, таких как интегративный подход, проектный метод, активные методы обучения и использование цифровых технологий, позволяет эффективно развивать функциональную грамотность учащихся.

Ключевым моментом является создание условий, способствующих активному вовлечению детей в учебный процесс и развитию их критического мышления. Применение разнообразных методов и подходов в обучении позволяет не только повысить уровень грамотности, но и подготовить младших школьников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.

Учителя, осознавая значимость функциональной грамотности, могут внедрять современные технологии и методы, что в свою очередь сделает процесс обучения более продуктивным, интересным и эффективным.

 

Список литературы

 

1.Барышникова О. О. Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности у младших школьников. Учебное пособие. Курск. 2022

2.Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. — Текст:непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454.

3. Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×