Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование логических приёмов на уроках окружающего мира в начальной школе. Работа №71990

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование логических приёмов на уроках окружающего мира в начальной школе
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Тараненко Алина Анатольевна,

учитель начальных классов ГБОУ «СШ №65», г.о.Мариуполь

 

Аннотация. В статье рассматривается использование логических приемов на уроках окружающего мира в начальной школе. Логические приемы, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, играют важную роль в формировании у младших школьников навыков мышления и познавательной деятельности. Подчеркивается, что развитие логического мышления у младших школьников способствует более глубокому усвоению материала, повышает уровень самостоятельности и развивает способность решать проблемы. В статье приведены примеры эффективного применения данных методов на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: логические приемы, начальная школа, окружающий мир, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

 

Окружающий мир — это важный предмет в начальной школе, который позволяет учащимся получить представление о мире, окружающей природе, человеке и его взаимодействии с окружающей средой. Для успешного усвоения материала, учителям необходимо использовать разнообразные методы и приемы, стимулирующие познавательную активность учеников. Логические приемы, такие как анализ, синтез, сравнение и классификация, помогают не только в лучшем понимании предмета, но и в развитии когнитивных способностей детей, что является необходимым для их дальнейшего обучения.

Логические приемы, используемые в обучении, направлены на развитие у школьников способности рассуждать, делать выводы, находить закономерности и применять полученные знания на практике. Рассмотрим основные логические приемы и их роль в обучении:

1. Анализ — разделение объекта на части с целью выявления его структуры и свойств. В процессе обучения окружающему миру, анализ помогает ученикам глубже понять явления природы, структуры организмов, взаимодействие человека и природы. Например, изучая растения, ученики могут анализировать их строение, выделяя корень, стебель, листья и т.д.

2. Синтез — объединение частей в целое с целью выявления связей и закономерностей. Синтез помогает учащимся усваивать сложные понятия, связывая отдельные элементы в единую картину. Например, после анализа строения растений, ученики могут обобщить информацию, создавая целостное представление о функциях каждой части.

3. Сравнение — нахождение сходств и различий между объектами или явлениями. Этот прием часто используется на уроках окружающего мира, когда учащиеся сравнивают разные виды растений или животных, чтобы выделить их характерные черты. Например, можно предложить сравнить деревья и кустарники, выявляя, чем они отличаются друг от друга.

4. Классификация — распределение объектов по группам на основе общих признаков. Классификация помогает детям упорядочивать полученные знания и развивает у них умение находить общие признаки у разных объектов. Например, классификация животных по средам обитания позволяет учащимся лучше понять экологические взаимосвязи.

5. Обобщение — выведение общего правила или закономерности на основе изученных примеров. Обобщение способствует формированию у учащихся системного мышления, когда они могут на основе частных случаев делать общие выводы. Например, изучив различные природные явления, дети могут обобщить, что все они взаимосвязаны и зависят от климата.

Для того чтобы логические приемы приносили максимальный эффект в процессе обучения, учителю необходимо интегрировать их в конкретные задания и упражнения. Рассмотрим несколько примеров:

1. Задание на анализ и синтез: ученикам предлагается рассмотреть растения и описать их основные части, а затем объяснить, как эти части помогают растениям выживать. В процессе анализа дети определяют отдельные компоненты, а при синтезе — делают выводы о функциях этих компонентов.

2. Задание на сравнение: школьникам предлагается сравнить два вида животных, обитающих в разных природных зонах, и выделить, чем они отличаются. Это задание помогает учащимся понять влияние среды обитания на внешний вид и поведение животных.

3. Задание на классификацию: учащиеся должны разделить несколько видов растений на группы по типу среды обитания (например, водные, наземные) или по типу строения (деревья, кустарники, травы). Такое задание способствует систематизации знаний и помогает понять закономерности в природе.

4. Задание на обобщение: после изучения различных природных явлений, таких как дождь, снег, ветер, детям предлагается сделать выводы о том, как погодные условия влияют на жизнь людей и животных. Это задание развивает способность делать обобщенные выводы на основе конкретных примеров.

Использование логических приемов на уроках окружающего мира способствует развитию у детей таких навыков, как анализ, планирование, предвидение последствий и критическое мышление. Это важные умения, которые пригодятся им не только в учебе, но и в повседневной жизни. Логические приемы помогают детям стать более самостоятельными и уверенными в своих знаниях.

Кроме того, такие приемы способствуют формированию исследовательских навыков у младших школьников. Например, в ходе анализа и синтеза дети учатся задавать вопросы, искать информацию, делать выводы и проверять свои гипотезы, что является основой научного мышления.

В заключение следует отметить, что применение логических приемов на уроках окружающего мира в начальной школе играет ключевую роль в развитии познавательных и мыслительных навыков у детей. Логические приемы, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, помогают не только лучше усваивать учебный материал, но и развивать у школьников критическое мышление, способность решать проблемы и делать обоснованные выводы. Эти навыки являются важными не только в рамках школьного обучения, но и в дальнейшей жизни учеников.

 

Список литературы

 

Андреева, Е. В. (2020). Логические задания на уроках окружающего мира в начальной школе. Начальная школа: теория и практика, 5(2), 34-42.

Громова, И. С. (2018). Применение логических методов в обучении младших школьников на уроках окружающего мира. Педагогика и образование в современном мире, 12(3), 95-101.

Кузьмина, Л. П. (2021). Формирование логического мышления у младших школьников через учебные задания на уроках окружающего мира. Образование и наука в современной школе, 15(4),

45-53.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×