СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Намсараева Оксана Ринчиновна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "Хоринская средняя школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева",
Республика Бурятия, с. Хоринск
Аннотация. В данной статье рассматриваются современные методологические приемы преподавания литературы, ориентированные на развитие критического мышления и творческих способностей учащихся. Обсуждаются разнообразные подходы к обучению литературе в школе, а также стратегии, способствующие формированию интереса к чтению и глубинному пониманию текстов. Мы выделяем важные аспекты, такие как использование проектной деятельности, технологии дифференцированного обучения и внедрение цифровых инструментов, а также их влияние на мотивацию и активность учащихся.
Ключевые слова: методологические приемы, преподавание литературы, критическое мышление, проектная деятельность, дифференцированное обучение, цифровые инструменты, школьное образование
Литература как учебный предмет играет ключевую роль в формировании у школьников культурных и нравственных ценностей, расширении кругозора и развитии творческого мышления. В условиях стремительно меняющегося мира, когда традиционные методы обучения не всегда оправдывают ожидания, необходимо внедрять современные подходы и методологии. Эти новые стратегии позволяют адаптировать процесс преподавания к требованиям времени и ожиданиям самих учащихся.
Изначально следует отметить, что современные методики преподавания литературы направлены на:
Повышение мотивации учащихся – в условиях недостатка интереса к чтению необходимо создавать условия для активного изучения текста.
Развитие критического мышления – учащиеся должны научиться не просто воспринимать информацию, но и анализировать, синтезировать и оценивать её.
Стимулирование творческой активности – современные приемы помогают развивать креативность и инициативность у школьников.
Создание комфортной образовательной среды – важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и были готовы к диалогу.
Проектная деятельность как метод обучения литературы позволяет создать практическое пространство для применения знаний на практике. Актуальность проектной работы заключается в том, что она:
Стимулирует исследовательский интерес – учащиеся могут выбирать темы, которые им особенно интересны, и углубленно их прорабатывать.
Способствует командной работе – совместные проекты развивают навыки сотрудничества и общения.
Позволяет интегрировать различные дисциплины – изучение литературы может переплетаться с историей, искусством, обществоведением и другими предметами.
Примером проектной деятельности может быть создание мультимедийной презентации на основе анализа произведения, в котором учащиеся используют различные форматы: текст, графику, аудио и видео. Это активирует их креативность и вовлеченность.
Технологии дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение предполагает адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям учащихся. Эта методика включает:
Учет различных уровней подготовки – преподаватель может предоставлять разнообразные задания, соответствующие уровню знаний и навыков каждого ученика.
Выбор формата работы – это может быть групповая работа, индивидуальные исследования, творчество или проекты.
Создание условий для саморегуляции – учащиеся могут самостоятельно выбирать, какие задания выполнять и в каком темпе учиться, тем самым развивая свою ответственность и самостоятельность.
Например, при изучении лирики Александра Блока ученики могут выбрать между анализом одного из стихотворений или подготовкой презентации о поэте, что позволяет учитывать индивидуальные интересы.
Интеграция цифровых инструментов
Современные технологии открывают новые горизонты для преподавателей литературы. К цифровым инструментам относятся:
Литературные блоги и форумы – создание блога класса, где учащиеся могут делиться своими мыслями о прочитанных произведениях.
Онлайн-курсы и вебинары – использование платформ для дистанционного обучения для знакомства с литературными классиками.
Приложения для анализа текстов – такие как Slido, где можно проводить опросы и обсуждения в режиме реального времени.
Эти инструменты не только делают процесс обучения более интерактивным, но и помогают учащимся научиться использовать цифровые технологии для анализа и интерпретации текстов.
Тематическое погружение и интерактивное обучение
Тематическое погружение – это метод, при котором учащиеся изучают литературное произведение глубже, связав его с историческим и культурным контекстом.
Использование контекста
При обучении важность контекста не может быть недооценена. Например, изучая «Войну и мир» Льва Толстого, учащиеся могут исследовать социально-политическую ситуацию в России XIX века. Это дает возможность сравнить описанные события с современными реалиями.
Интерактивные методы
К интерактивным методам обучения относятся:
Дискуссии и дебаты – обсуждения ключевых вопросов произведений развивают умение аргументировать свою позицию.
Ролевые игры – учащиеся могут входить в роль персонажей и обсуждать действия и мотивы, что помогает глубже понять внутренний мир героев.
Методы, основанные на взаимодействии, создают ощущение общности знаний и опытов, делают уроки более живыми и значимыми.
Внедрение современных методологических приемов преподавания литературы не только обогащает учебный процесс, но и способствует формированию у учащихся навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Обучение литературе должно быть не просто передачей знаний, но и развитием личности учащегося — критически мыслящего, творческого и активного гражданина.
Такой подход позволяет создать мотивированную и ответственно настроенную аудиторию, способную воспринимать литературу как ценность, а не как обязательный предмет в школьной программе. Литература — это окно в мир человеческих чувств, событий и историй, и задача современного учителя — открыть это окно для своих учеников, используя все доступные средства и методы.
Список литературы
Маратқызы Жадыра Инновационные формы и методы работы с художественными текстами в контексте формирования языковой грамотности // SAI. 2024. №Special Issue 26. URL:
https://cyberleninka.ru/article/
n/innovatsionnye-formy-i-metody-raboty-s-hudozhestvennymi-tekstami-v-kontekste-formirovaniya-yazykovoy-gramotnosti.
Петрович Ольга Борисовна Информационно-коммуникационные технологии в организации внеклассной работы с одаренными учащимися в системе литературного образования // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Серія: педагогіка . 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-organizatsii-vneklassnoy-raboty-s-odarennymi-uchaschimisya-v-sisteme-literaturnogo.
Старостина Светлана Александровна Современные писательские блоги в литературном, научном и образовательном пространстве // Неофилология. 2021. №27. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye
-pisatelskie-blogi-v-literaturnom-nauchnom-i-obrazovatelnom-prostranstve.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат