Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные методологические приемы преподавания литературы . Работа №71994

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные методологические приемы преподавания литературы
Работа:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Намсараева Оксана Ринчиновна, учитель русского языка и литературы

МАОУ "Хоринская средняя школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева",

Республика Бурятия, с. Хоринск

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные методологические приемы преподавания литературы, ориентированные на развитие критического мышления и творческих способностей учащихся. Обсуждаются разнообразные подходы к обучению литературе в школе, а также стратегии, способствующие формированию интереса к чтению и глубинному пониманию текстов. Мы выделяем важные аспекты, такие как использование проектной деятельности, технологии дифференцированного обучения и внедрение цифровых инструментов, а также их влияние на мотивацию и активность учащихся.

Ключевые слова: методологические приемы, преподавание литературы, критическое мышление, проектная деятельность, дифференцированное обучение, цифровые инструменты, школьное образование

Литература как учебный предмет играет ключевую роль в формировании у школьников культурных и нравственных ценностей, расширении кругозора и развитии творческого мышления. В условиях стремительно меняющегося мира, когда традиционные методы обучения не всегда оправдывают ожидания, необходимо внедрять современные подходы и методологии. Эти новые стратегии позволяют адаптировать процесс преподавания к требованиям времени и ожиданиям самих учащихся.

Изначально следует отметить, что современные методики преподавания литературы направлены на:

Повышение мотивации учащихся – в условиях недостатка интереса к чтению необходимо создавать условия для активного изучения текста.

Развитие критического мышления – учащиеся должны научиться не просто воспринимать информацию, но и анализировать, синтезировать и оценивать её.

Стимулирование творческой активности – современные приемы помогают развивать креативность и инициативность у школьников.

Создание комфортной образовательной среды – важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и были готовы к диалогу.

Проектная деятельность как метод обучения литературы позволяет создать практическое пространство для применения знаний на практике. Актуальность проектной работы заключается в том, что она:

Стимулирует исследовательский интерес – учащиеся могут выбирать темы, которые им особенно интересны, и углубленно их прорабатывать.

Способствует командной работе – совместные проекты развивают навыки сотрудничества и общения.

Позволяет интегрировать различные дисциплины – изучение литературы может переплетаться с историей, искусством, обществоведением и другими предметами.

Примером проектной деятельности может быть создание мультимедийной презентации на основе анализа произведения, в котором учащиеся используют различные форматы: текст, графику, аудио и видео. Это активирует их креативность и вовлеченность.

Технологии дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям и потребностям учащихся. Эта методика включает:

Учет различных уровней подготовки – преподаватель может предоставлять разнообразные задания, соответствующие уровню знаний и навыков каждого ученика.

Выбор формата работы – это может быть групповая работа, индивидуальные исследования, творчество или проекты.

Создание условий для саморегуляции – учащиеся могут самостоятельно выбирать, какие задания выполнять и в каком темпе учиться, тем самым развивая свою ответственность и самостоятельность.

Например, при изучении лирики Александра Блока ученики могут выбрать между анализом одного из стихотворений или подготовкой презентации о поэте, что позволяет учитывать индивидуальные интересы.

Интеграция цифровых инструментов

Современные технологии открывают новые горизонты для преподавателей литературы. К цифровым инструментам относятся:

Литературные блоги и форумы – создание блога класса, где учащиеся могут делиться своими мыслями о прочитанных произведениях.

Онлайн-курсы и вебинары – использование платформ для дистанционного обучения для знакомства с литературными классиками.

Приложения для анализа текстов – такие как Slido, где можно проводить опросы и обсуждения в режиме реального времени.

Эти инструменты не только делают процесс обучения более интерактивным, но и помогают учащимся научиться использовать цифровые технологии для анализа и интерпретации текстов.

Тематическое погружение и интерактивное обучение

Тематическое погружение – это метод, при котором учащиеся изучают литературное произведение глубже, связав его с историческим и культурным контекстом.

Использование контекста

При обучении важность контекста не может быть недооценена. Например, изучая «Войну и мир» Льва Толстого, учащиеся могут исследовать социально-политическую ситуацию в России XIX века. Это дает возможность сравнить описанные события с современными реалиями.

Интерактивные методы

К интерактивным методам обучения относятся:

Дискуссии и дебаты – обсуждения ключевых вопросов произведений развивают умение аргументировать свою позицию.

Ролевые игры – учащиеся могут входить в роль персонажей и обсуждать действия и мотивы, что помогает глубже понять внутренний мир героев.

Методы, основанные на взаимодействии, создают ощущение общности знаний и опытов, делают уроки более живыми и значимыми.

Внедрение современных методологических приемов преподавания литературы не только обогащает учебный процесс, но и способствует формированию у учащихся навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Обучение литературе должно быть не просто передачей знаний, но и развитием личности учащегося — критически мыслящего, творческого и активного гражданина.

Такой подход позволяет создать мотивированную и ответственно настроенную аудиторию, способную воспринимать литературу как ценность, а не как обязательный предмет в школьной программе. Литература — это окно в мир человеческих чувств, событий и историй, и задача современного учителя — открыть это окно для своих учеников, используя все доступные средства и методы.

Список литературы

Маратқызы Жадыра Инновационные формы и методы работы с художественными текстами в контексте формирования языковой грамотности // SAI. 2024. №Special Issue 26. URL:

https://cyberleninka.ru/article/

n/innovatsionnye-formy-i-metody-raboty-s-hudozhestvennymi-tekstami-v-kontekste-formirovaniya-yazykovoy-gramotnosti.

Петрович Ольга Борисовна Информационно-коммуникационные технологии в организации внеклассной работы с одаренными учащимися в системе литературного образования // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Серія: педагогіка . 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-organizatsii-vneklassnoy-raboty-s-odarennymi-uchaschimisya-v-sisteme-literaturnogo.

Старостина Светлана Александровна Современные писательские блоги в литературном, научном и образовательном пространстве // Неофилология. 2021. №27. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye

-pisatelskie-blogi-v-literaturnom-nauchnom-i-obrazovatelnom-prostranstve.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×