Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников". Работа №72015

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников"
Работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Грунер Татьяна Юрьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 2", Красноярский край

г. Ачинск

 

Аннотация. В статье рассматривается значение экологической тропы как эффективного средства формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Описаны основные задачи и этапы организации экологической тропы, её влияние на развитие у детей интереса к природе, экологического мышления и навыков ответственного поведения. Подчеркивается важность интеграции экологической тропы в образовательный процесс дошкольного учреждения для формирования устойчивых представлений о взаимосвязях в природе и ответственности за её сохранение.

Ключевые слова: экологическая тропа, экологическое воспитание, дошкольники, природа, экология, экологическая культура, обучение, дошкольное образование.

 

Современная педагогика всё больше акцентирует внимание на необходимости формирования экологического сознания и культуры у детей с раннего возраста. Экологическая культура — это система знаний, умений и ценностей, которая помогает человеку осознавать своё место в окружающей среде и стремиться к её сохранению. Одним из самых действенных и увлекательных методов экологического воспитания детей в дошкольных учреждениях является организация экологической тропы — специально подготовленного маршрута на территории детского сада или в природной зоне, который включает в себя знакомство с растениями, животными, экологическими объектами и процессами.

Экологическая тропа создаёт уникальные условия для всестороннего развития ребёнка, погружая его в мир природы через активное взаимодействие и наблюдение. Дети получают возможность изучать природу не через абстрактные картинки в книгах, а непосредственно в реальной среде, что помогает формировать устойчивый интерес к экологии и ответственное отношение к окружающему миру.

Экологическая тропа в системе дошкольного образования решает несколько ключевых задач, направленных на развитие экологической культуры:

Формирование экологических знаний. Знакомство с природными объектами и процессами на экологической тропе помогает детям осознать, что человек — часть природы, и каждое его действие оказывает влияние на окружающую среду. Дошкольники узнают об основных элементах экосистемы, о значении растений и животных в жизни природы и человека.

Развитие наблюдательности и исследовательских навыков. Во время прогулок по экологической тропе дети развивают навыки наблюдения за природными явлениями. Они учатся задавать вопросы, анализировать увиденное и делать выводы. Это способствует развитию критического мышления и исследовательского интереса.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе. Общение с природой на экологической тропе помогает развить у детей чувство любви и заботы о живых существах и окружающем мире. Это важно для формирования основ экологически ответственного поведения.

Развитие навыков практической деятельности. Во время прогулок дети могут принимать участие в практических заданиях, таких как уход за растениями, сбор мусора, обустройство кормушек для птиц, что способствует развитию активной позиции по отношению к защите природы.

Организация экологической тропы требует тщательной подготовки, поскольку её эффективность во многом зависит от правильно подобранного содержания и методов проведения занятий.

Выбор маршрута. Маршрут экологической тропы может проходить как по территории детского сада, так и за его пределами. Он должен включать разнообразные природные объекты: клумбы, деревья, кустарники, цветочные поляны, а также различные искусственные элементы (кормушки, домики для птиц, экосистемные уголки). Важно, чтобы маршрут был достаточно прост для понимания детей и при этом интересен.

Этапы экологической тропы. Тропа может быть разбита на несколько тематических остановок, каждая из которых связана с определенной экологической темой: растения и их роль в экосистеме, животные, насекомые, охрана природы и т.д. Каждая остановка включает краткое объяснение и задания для детей, которые позволяют закрепить материал.

Интерактивность и игровые задания. Для того чтобы удерживать внимание детей, необходимо интегрировать игровые элементы в прогулки по экологической тропе. Это могут быть задания на поиск определенных растений или насекомых, наблюдения за изменениями в природе в зависимости от времени года, участие в творческих мастер-классах на тему экологии. Игровая форма обучения позволяет детям легче усваивать знания.

Использование наглядных материалов. Важно снабдить каждую остановку на экологической тропе визуальными пособиями: табличками с названиями растений, рисунками животных, схемами экосистем. Наглядные материалы помогают детям запоминать информацию и воссоздавать в голове связи между природными объектами.

Влияние экологической тропы на формирование экологической культуры дошкольников

Экологическая тропа играет ключевую роль в процессе формирования у детей устойчивых представлений о природе и экологической культуре. В процессе таких занятий дети развивают важные навыки и качества:

Интерес к природе. Через активное взаимодействие с природной средой, дети начинают больше интересоваться миром вокруг, задавать вопросы о растениях, животных, природных явлениях. Этот интерес становится основой для дальнейшего экологического образования.

Ответственность за природу. Участвуя в заботе о природе на тропе (полив растений, уход за клумбами, сбор мусора), дети учатся ответственности за окружающий мир. Они понимают, что даже небольшие действия имеют значение для сохранения экосистемы.

Социальные навыки. Работа в группе на экологической тропе способствует развитию навыков общения и сотрудничества. Дети учатся работать вместе, помогать друг другу, делиться результатами своих наблюдений и находок.

Экологическое мышление. Регулярные прогулки по экологической тропе помогают детям осознать взаимосвязи в природе и их влияние на окружающий мир. Это развивает у них способность видеть природу как сложную систему, в которой важно учитывать каждый элемент.

Успешность экологического воспитания через экологическую тропу во многом зависит от воспитателя. Воспитатель выполняет несколько важных функций:

Мотивация детей. Важно не только объяснять экологические проблемы, но и мотивировать детей действовать: заботиться о растениях, участвовать в акциях по уборке территории.

Организация и координация занятий. Воспитатель должен грамотно спланировать и организовать прогулки по экологической тропе, подобрать задания и материалы в зависимости от возраста и интересов детей.

Партнёрство с родителями. Важно вовлекать родителей в процесс экологического воспитания. Можно предложить совместные прогулки по тропе или экологические акции с участием семей.

Экологическая тропа — это не просто учебный маршрут, а уникальное средство формирования экологической культуры у дошкольников. Она помогает детям не только лучше узнать природу, но и воспитывает любовь, ответственность и заботу о ней. Успешная интеграция экологической тропы в образовательный процесс детского сада способствует всестороннему развитию детей, формированию у них экологического мышления и ответственности за сохранение природы.

 

Список литературы

Боталова, Л. И. Экологическая тропа как средство ознакомления детей с природой / Л. И. Боталова. — Текст : непосредственный // Пед

агогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 33-36. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8222/

Кузубова, Е.

Н. Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста / Е. Н. Кузубова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г

. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12472/

Экологическая тропа как средство создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении / М. Я. Герман, Е. А. Воробьёва, Т. А. По

лётова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13103/

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×