Автор: Филиппов Андрей Сергеевич
Студент магистратуры
«Санкт-Петербургская юридическая академия»
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE PROTECTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF NATIONAL LEGISLATION
Аннотация. В статье исследуются аспекты правового регулирования защиты конституционных прав и свобод личности. На примере таких фундаментальных прав, как право граждан Российской Федерации на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, а также права потребителей и другие важные свободы, проводится анализ действующих законодательных норм. Статья также включает выводы о различиях между международным и национальным законодательством в контексте их актуального применения и воздействия на правовую систему.
Ключевые слова: права человека, защита, конституционное, национальное законодательство, международное законодательство, вклад, потребители, митинги, шествия.
Annotation. The article examines the aspects of legal regulation of the protection of constitutional rights and freedoms of the individual. Using the example of such fundamental rights as the right of citizens of the Russian Federation to peaceful assembly, rallies, demonstrations, marches and picketing, as well as consumer rights and other important freedoms, the analysis of current legislative norms is carried out. The article also includes conclusions on the differences between international and national legislation in the context of their actual application and impact on the legal system.
Key words: human rights, protection, constitutional, national legislation, international legislation, contribution, consumers, rallies, processions.
Россия внесла свой вклад в международную историю, продвигая и отстаивая права и свободы человека. Ее дипломатическая деятельность всегда была нацелена на гуманизацию мировых отношений, что ярко проявилось в урегулировании кризисов в Сирии, между Израилем и Палестиной, а также на Украине. Российские дипломаты участвуют в переговорных процессах и миротворческих миссиях, способствуя стабилизации обстановки в конфликтных регионах, защите прав пострадавших.
В Сирии Россия играла ключевую роль в переговорах по прекращению огня и организации гуманитарной помощи населению, страдающему от последствий гражданской войны. Дипломатические усилия России помогли обеспечить доступ гуманитарных организаций к нуждающимся, что улучшило условия жизни многих сирийцев. Также Россия поддерживала инициативы по урегулированию конфликта, стремясь к достижению стабильности в регионе.
В конфликте между Израилем и Палестиной Россия выступает за мирное решение конфликта и поддерживает усилия по созданию двух государств, сосуществующих в мире и безопасности. Российские дипломаты участвуют в переговорах, направленных на достижение долговременного мира в регионе. Они работают над улучшением гуманитарной ситуации для палестинского населения, помогая организовать поставки необходимой помощи и поддерживая инфраструктурные проекты.
На Украине Россия также прикладывает усилия по регулированию конфликта, предлагая мирные переговоры и оказывая гуманитарную помощь. Российская дипломатия стремится к мирному разрешению конфликта и восстановлению нормальной жизни в пострадавших регионах [3].
Одним из ярких примеров является Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, который регулирует вопросы проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Этот закон разработан с целью предоставить гражданам России возможность мирно собираться, выражать свои мнения и проводить массовые мероприятия. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного закона, публичное мероприятие определяется как открытая, мирная акция, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, или их различных сочетаний. Эти мероприятия могут быть организованы как отдельными гражданами, так и политическими партиями, общественными и религиозными организациями, и даже с использованием транспортных средств.
Публичные мероприятия представляют собой платформу для свободного выражения и формирования мнений, а также для выдвижения требований по ключевым вопросам, затрагивающим политическую, экономическую, социальную и культурную сферы жизни страны, включая международные отношения [1].
Проведение мероприятий такого рода должно строго соответствовать принципам законности и добровольного участия. Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе № 54-ФЗ (статья 3). Решения Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 года (№ 1618-О и № 1619-О) ясно указывают, что данный закон направлен на обеспечение проведения мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований в условиях мира, доступности и безопасности. Законодательство четко регламентирует права и обязанности всех сторон, участвующих в организации и проведении таких мероприятий. Организаторы (статьи 5, 7, 9, 11) имеют определенные обязанности и права, обеспечивающие правильное проведение мероприятия. Участники (статья 6) также имеют свои права и обязанности, что позволяет им участвовать в мероприятиях безопасно и законно. Представители органов власти (статьи 12–17) играют важную роль в координации и обеспечении безопасности, соблюдая законодательные нормы.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) детально описывает правила и требования, которым должны соответствовать любые публичные мероприятия. Нарушение этих правил влечет за собой применение административных мер. Так, статьи 5.38 и 20.2 рассматривают порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, а также ответственность за их нарушение. Части 5 и 6 статьи 20.2 определяют, какая ответственность грозит участникам мероприятий за несоблюдение установленных норм. Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса, ответственность наступает только в тех случаях, когда действия или бездействие участников считаются противоправными и виновными. Административное наказание применяется не автоматически, а только при наличии конкретных нарушений, что обеспечивает справедливость и объективность в применении законодательства.
Участники публичных мероприятий обладают правовым статусом, который закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ. Этот статус предоставляет им права и обязанности, обеспечивая возможность участия в общественной жизни. Судебная защита прав участников подразумевает не только возможность обратиться в суд, но и обязывает государство к восстановлению нарушенных прав и свобод. Это требование отражает общие принципы всех видов судопроизводства, которые стремятся к эффективному восстановлению прав через справедливое правосудие. В подтверждение этого можно выделить постановления Конституционного Суда Российской Федерации: от 02.02.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 11.05.2005 № 5-П и от 15.10.2020 № 41-П.
Судебная практика показывает, что при формальном подходе судов к рассмотрению дел, без анализа их сути, происходит нарушение права на судебную защиту. Это право гарантируется статьей 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. В таких случаях постановления Конституционного Суда, например, от 28.10.1999 № 14-П, от 14.07.2003 № 12-П и от 15.10.2020 № 41-П, подчеркивают важность справедливого рассмотрения дел. Формальное правосудие подрывает доверие к судебной системе и ставит под угрозу основополагающие принципы правовой защиты [2].
Вопросы, осуществления судебной защиты, рассматриваются в различных законодательных актах, охватывающих широкий спектр правовых аспектов. Первая часть Гражданского кодекса РФ освещает эти вопросы в одиннадцатой статье, подчеркивая важность доступности правовой защиты для граждан. Гражданский процессуальный кодекс РФ, в свою очередь, посвящает этой теме сорок шестую статью, которая устанавливает процедурные нормы и гарантии для обеспечения справедливого судебного разбирательства. Трудовой кодекс РФ уделяет этому вопросу внимание в шестидесятой статье, обеспечивая защиту трудовых прав работников через специализированные процедуры и механизмы.
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает порядок судебной защиты в сороковой статье, обеспечивая правовую основу для разрешения административных споров и защиты прав граждан в отношениях с государственными органами. Помимо этих документов, судебная защита регулируется множеством других актов законодательства, что подчеркивает значимость и многообразие правовых механизмов защиты прав граждан.
Вопросы, связанные с судебной защитой прав, отражены в различных законодательных актах, обеспечивающих гражданам возможность защищать свои интересы через суд. Например, Закон РФ «О защите прав потребителей» в семнадцатой статье предусматривает механизмы судебной защиты потребительских прав, позволяя гражданам отстаивать свои интересы при нарушении их прав как потребителей. Закон описывает процедуры, которые помогают потребителям добиться справедливости и компенсации за причиненный ущерб.
Законодательство также содержит нормы, направленные на защиту прав различных категорий граждан и их объединений. Так, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в двадцать девятой статье устанавливает права профсоюзов, предоставляя им возможности для судебной защиты в случае их нарушения. Закон важен для обеспечения прав работников и защиты их интересов в трудовых отношениях.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в восьмой статье защищает информационные права граждан, обеспечивая правовые механизмы для защиты личной информации и данных. В условиях цифровой эпохи защита информации становится все более актуальной, и данный закон играет ключевую роль в обеспечении безопасности данных граждан.
Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в десятой статье предоставляет судебную защиту для этих уязвимых групп, обеспечивая их право на социальную поддержку и помощь. Закон гарантирует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают необходимую защиту и поддержку со стороны государства.
Федеральный закон «О ветеранах» в двадцать седьмой статье гарантирует защиту прав ветеранов, предоставляя им механизмы для защиты интересов и получения льгот. Закон играет важную роль в обеспечении социальной защиты ветеранов и признании их заслуг перед государством.
Аналогично, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в пятнадцатой статье и Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в четырнадцатой статье включают положения о судебной защите, обеспечивая правовую основу для защиты прав детей и представителей коренных малочисленных народов. Законы гарантируют, что права и интересы этих групп защищены и соблюдаются в соответствии с законодательством.
Международное право охватывает широкий спектр вопросов, связанных с защитой прав человека. Важнейшие документы, такие как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка, устанавливают основные принципы и нормы, которые должны соблюдаться всеми странами. Эти документы служат ориентиром для национальных законодательств и обеспечивают общий стандарт защиты прав человека.
Кроме того, международное право предусматривает механизмы мониторинга и контроля за соблюдением прав и свобод человека. Международные организации, такие как ООН и ее специализированные агентства, играют ключевую роль в этом процессе. Они не только разрабатывают и принимают международные нормы, но и следят за их исполнением, оказывая давление на государства, нарушающие права человека. Международные суды и трибуналы, такие как Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека, обеспечивают правосудие на международном уровне, предоставляя пострадавшим от нарушений прав человека возможность добиться справедливости.
Таким образом, сочетание международных и национальных норм обеспечивает комплексный подход к защите прав и свобод, учитывающий, как общепринятые международные стандарты, так и национальные особенности. Это взаимодействие международных и национальных норм создает прочную основу для защиты прав человека, позволяя учитывать, как глобальные тенденции, так и местные особенности.
Список литературы
Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства РФ.
–
1998.
–
№ 14.
–
Ст. 1514.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
ETS
№ 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ.
–
1998.
–
№ 20.
–
Ст. 2143. Документ утратил силу.
Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» // Собрание законодательства РФ.
–
2023. № 10.
–
Ст. 1566.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 29 мая 2023 г. № 2-ФКЗ) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
–
1997.
–
№ 9.
–
Ст. 1011.
Вахрамеева, Л. Н. Конституционно-правовой механизм охраны и защиты абсолютных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 12.00.02
–
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право:
дисс
. кандид.
юридич
. наук / Л. Н. Вахрамеева. Москва, 2021. С. 64
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат