Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Инклюзивный класс: как адаптировать содержание и методы обучения для детей с НОДА и РАС. Работа №72034

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Инклюзивный класс: как адаптировать содержание и методы обучения для детей с НОДА и РАС
Работа:

ИНКЛЮЗИВНЫЙ КЛАСС: КАК АДАПТИРОВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА И РАС

 

Зотова Мария Анатольевна, учитель-дефектолог

ГБОУ Школа 1748 "Вертикаль", г.Москва

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме адаптации содержания и методов обучения в инклюзивном классе для детей с нарушениями развития (НОДА) и расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассматриваются ключевые аспекты инклюзии, психолого-педагогические особенности детей с НОДА и РАС, а также рекомендации для учителей по организации учебного процесса. Особое внимание уделяется важности создания поддерживающей и адаптивной образовательной среды, обеспечивающей равные возможности для всех учащихся. Статья предназначена для учителей-дефектологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: инклюзия, интеграция, адаптация, нарушения развития, расстройства аутистического спектра, образовательная среда, индивидуальный подход, методы обучения.

 

С каждым годом во всем мире растет осознание важности инклюзии — подхода, который обеспечивает право каждого ребенка на участие в общеобразовательных учреждениях, вне зависимости от его физических, умственных или эмоциональных особенностей. Инклюзивное образование направлено на поддержку и поддержку всех учащихся, особенно тех, кто имеет особые образовательные потребности, такие как нарушения развития (НОДА) и расстройства аутистического спектра (РАС).

Погружение детей с НОДА и РАС в образовательный процесс требует не только адаптации содержания обучения, но и применения разнообразных методов, чтобы обеспечить максимальную эффективность совместного обучения. Учитель-дефектолог играет ключевую роль в этом процессе, от него зависит умение создать такую образовательную среду, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно.

Инклюзия — это система образовательных подходов, обеспечивающая доступность образования для всех детей, включая тех, кто имеет нарушения в развитии и трудности в обучении. Основными целями инклюзивного образования являются:

Обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех учащихся.

Создание позитивной и поддерживающей образовательной среды.

Содействие социальной интеграции детей с НОДА и РАС.

Развитие индивидуальных способностей каждого ребенка в групповой динамике.

Инклюзивное образование требует не только изменения в подходах к преподаванию, но и формирования соответствующей образовательной культуры среди учащихся, их родителей и педагогов.

Психолого-педагогические особенности детей с НОДА и РАС

Дети с нарушениями развития и расстройствами на спектре аутизма имеют специфические образовательные и поведенческие потребности.

Различный уровень когнитивного развития. Дети с НОДА могут демонстрировать как задержки, так и избыточные способности в определенных областях. Это требует от учителя гибкости в выборе методов и форматов занятий.

Трудности в общении. Дети с РАС часто сталкиваются с проблемами в социальных взаимодействиях, что может приводить к чувствам изоляции и трудностям в группе. Использование специализированных коммуникативных стратегий, таких как визуальные подсказки и структурированные взаимодействия, может оказать поддержку.

Чувствительность к изменениям. Многие дети с РАС могут быть чувствительны к изменениям в окружающей среде или распорядке дня. Установление четкой рутины и использование предсказуемых структур помогут снизить уровень тревожности.

Необходимость в структурированной среде. Дети с НОДА и РАС лучше усваивают информацию в условиях четкой структуры и предсказуемости. Использование графиков, визуальных пособий и последовательного представления материала могут значительно улучшить процесс обучения.

Адаптация содержания и методов обучения

Принципы адаптации содержания

Индивидуализация обучения. Программы должны быть адаптированы с учетом особенностей каждого ребенка. Индивидуальные образовательные планы (ИОП) помогают выделить сильные стороны учащегося и определить области для улучшения.

Многообразие методов и форматов обучения. Использование разноплановых методов (игровые, визуальные, аудиальные и кинестетические) позволяет учитывать разнообразные стили обучения. Это важно для детей с разными уровнями восприятия информации.

Работа с группами разного уровня. Групповая работа с учетом разных уровней способностей (например, создание смешанных групп) способствует поддержанию мотивации и сотрудничества.

Методы обучения

Использование визуальных пособий. Визуальные средства (плакаты, картинки, схемы) помогают детям лучше понять материал. Например, применение пиктограмм для объяснения повседневных задач.

Структурированные задания. Четкое оформление заданий, использование пошаговых инструкций помогают детям понимать последовательность действий и минимизировать тревожность.

Игровые технологии. Игровые методы обучения могут повысить мотивацию и создать позитивную атмосферу в классе. Игры, в которых используются ролевые элементы, позволяют детям практиковаться в социальных взаимодействиях.

Создание безопасной образовательной среды. Важно разработать классные правила, которые способствуют уважению и принятию. Это позволяет детям с НОДА и РАС чувствовать себя защищено.

Обогащение опыта через тактильные и сенсорные технологии. Использование сенсорных материалов, таких как песок, вода или текстиль, активирует сенсорное восприятие и может быть использовано в обучении различных навыков.

Учитель-дефектолог играет ключевую роль в инклюзии детей с НОДА и РАС. Он должен быть готов к разработке и внедрению адаптированных программ, обучению педагогов классного коллектива, а также взаимодействию с родителями детей.

Основные функции учителя-дефектолога:

Консультирование. Учитель помогает классным педагогам адаптировать содержание и методы, исходя из особенностей детей.

Поддержка. Создание индивидуальных образовательных планов для детей с НОДА и РАС, а также работа по коррекции поведения и обучению социальным навыкам.

Обучение и подготовка. Проведение тренингов для педагогов с целью повышения их компетентности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Создание партнерства с родителями. Ключевая задача — вовлечь семьи в процесс образования, обучая их принципам поддержки ребёнка дома.

Инклюзивный класс является эффективной формой организации учебного процесса, способствующей развитию каждого учащегося, независимо от его индивидуальных особенностей. Важным аспектом успешной инклюзии является создание поддерживающей образовательной среды, где дети с НОДА и РАС могут развиваться и взаимодействовать со сверстниками.

Адаптация содержания и методов обучения требует индивидуального подхода, математически обоснованных стратегий и командной работы педагогов, родителей и специалистов. Инклюзия требует от нас смелости изменять подходы и открытость к новым идеям, а главное — сострадания и понимания к каждому ребенку.

 

Список литературы

Васягина Наталия Николаевна, Григорян Елена Николаевна,

Казаева

Евгения Анатольевна Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. 2018.

№2 (30).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie

-aspekty-reabilitatsii-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovani

ya.

Ковальчук Сергей Михайлович Приемы формирования понятийного аппарата детей с ОВЗ (из опыта преподавания обществознания) // The

Newman

in

Foreign

policy

. 2017. №38 (82).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-formirovaniya-ponyatiynogo-apparata-d

etey-s-ovz-iz-opyta-prepodavaniya-obschestvoznaniya.

Шадчин

Игорь Владимирович Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. №4 (28).

URL: https://cyberleninka.ru/article

/n/inklyuzivnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-usloviyah-ego-tsifrovizatsii.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×