СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Иванова Туйара Даниловна, педагог-психолог
МБОУ "Куокуйская СОШ с УИОП", Республика Саха Якутия Кобяйский улус с. Аргас
Аннотация. Статья посвящена проблеме снижения тревожности и агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством психологических техник и методов, применяемых педагогом-психологом. Рассматриваются основные причины возникновения тревожности и агрессивного поведения у детей с ОВЗ, их взаимосвязь с особенностями эмоциональной и когнитивной сферы.
Ключевые слова: тревожность, агрессия, дети с ОВЗ, педагог-психолог, психологические техники, эмоциональная регуляция, коррекционно-развивающие занятия, стресс-менеджмент.
Проблема тревожности и агрессии среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из наиболее актуальных в работе педагога-психолога. Эти состояния могут значительно затруднять процесс обучения, социальную адаптацию и эмоциональное развитие детей, усложняя их взаимодействие со сверстниками и педагогами. Учитывая специфику эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, важно своевременно выявлять и корректировать подобные поведенческие реакции, используя специальные психологические техники и методы.
Причины возникновения тревожности и агрессии у детей с ОВЗ. Тревожность и агрессия у детей с ОВЗ могут быть вызваны различными причинами, связанными как с особенностями их психического и эмоционального развития, так и с внешними факторами.
Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в общении с окружающими, что может вызывать чувство одиночества и непонимания. Социальная изоляция и невозможность адекватно выразить свои мысли и чувства могут провоцировать как тревожные состояния, так и агрессивное поведение, особенно в стрессовых ситуациях.
Академическая и социальная нагрузка. Для детей с ОВЗ учебный процесс может стать источником постоянного стресса, особенно если они испытывают трудности в усвоении материала или сталкиваются с непониманием со стороны педагогов и одноклассников. Невозможность соответствовать требованиям школьной программы или ожиданиям родителей может вызывать у ребёнка тревожность, которая нередко проявляется в виде агрессивных реакций.
Семейные проблемы и недостаточная поддержка. Дети с ОВЗ особенно нуждаются в поддержке со стороны родителей и семьи. Напряженные семейные отношения, недостаток эмоциональной близости или чрезмерная опека могут усиливать тревожные и агрессивные проявления. Семейные конфликты и неконструктивные формы воспитания (например, чрезмерная критика) могут усиливать стресс и провоцировать агрессию у ребёнка.
Психологические техники для снижения тревожности и агрессии. В работе с тревожностью и агрессией у детей с ОВЗ педагог-психолог применяет комплексные методы, которые включают эмоциональную и поведенческую коррекцию, развитие навыков саморегуляции и создание безопасной среды для выражения эмоций.
Арт-терапия как способ выражения и регуляции эмоций. Арт-терапия является одним из самых эффективных методов работы с эмоциональной сферой детей с ОВЗ. Этот метод позволяет ребёнку выразить свои переживания и чувства через творчество, не используя вербальные средства, что особенно важно для детей с нарушениями речи или коммуникации.
Основные техники арт-терапии:
Рисование эмоций: ребёнку предлагается нарисовать, как он себя чувствует, что позволяет педагог-психологу выявить скрытые тревоги или агрессивные импульсы. Обсуждение рисунков помогает ребёнку лучше осознать и выразить свои эмоции.
Создание историй через рисунки: дети могут нарисовать сцену или историю, в которой персонажи сталкиваются с различными эмоциями и конфликтами. Это способствует развитию эмпатии и осознанию альтернативных способов поведения.
Лепка и создание фигурок: позволяет ребёнку работать с внутренними конфликтами через тактильные ощущения и создание материальных объектов, которые можно модифицировать или разрушать, что помогает в снижении агрессии.
Релаксационные техники и телесно-ориентированная терапия. Тревожность часто связана с повышенной мышечной напряжённостью и физическим дискомфортом. Телесно-ориентированные методы помогают детям с ОВЗ расслабляться и учат их контролировать своё тело и эмоции.
Примеры релаксационных техник:
Дыхательные упражнения: глубокое, медленное дыхание помогает снизить уровень стресса и стабилизировать эмоциональное состояние. Упражнения на осознанное дыхание можно проводить в игровой форме, например, предлагая детям «надувать воздушный шарик».
Прогрессивная мышечная релаксация: этот метод учит детей осознавать и контролировать мышечное напряжение. Постепенное напряжение и расслабление разных групп мышц помогает снизить тревожность и физическое напряжение.
Техники визуализации: детям предлагается представить себе безопасное и спокойное место, что способствует снижению уровня стресса и помогает справляться с тревогой.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для коррекции тревожных и агрессивных реакций. Когнитивно-поведенческая терапия доказала свою эффективность в работе с детьми, испытывающими проблемы с тревожностью и агрессией. Этот метод помогает детям осознать связь между мыслями, эмоциями и поведением и учит их изменять деструктивные модели поведения.
Основные элементы КПТ:
Реконструкция негативных мыслей: ребёнку предлагается осознать свои негативные мысли, которые вызывают тревогу или агрессию, и заменить их на более конструктивные и позитивные. Например, вместо мысли «я ничего не умею» – «я могу научиться, если постараюсь».
Поведенческое моделирование: педагог-психолог помогает ребёнку моделировать позитивные поведенческие реакции в ситуациях, вызывающих тревогу или агрессию. Это может быть разыгрывание ситуаций или использование кукольного театра для демонстрации альтернативных способов реагирования.
Тренировка навыков саморегуляции: развитие у детей навыков осознанного реагирования на стрессовые ситуации, обучение техникам релаксации и спокойного реагирования на раздражители.
Игровая терапия как средство коррекции агрессии. Игровая терапия является мощным инструментом для работы с агрессивными проявлениями у детей. Игры создают безопасное пространство для выражения агрессивных чувств и их переработки в контролируемой форме.
Примеры игровых техник:
Ролевые игры: дети разыгрывают различные конфликтные ситуации, учась искать решения без агрессии. Это помогает им понять последствия агрессивного поведения и научиться находить конструктивные способы решения конфликтов.
Игры на развитие эмпатии: педагог-психолог организует игры, в которых дети должны «побыть на месте» другого человека или животного, что способствует развитию сопереживания и снижению агрессивных реакций.
Игры с правилами: развивающие игры с чёткими правилами помогают детям осваивать навыки самоконтроля и дисциплины, что снижает импульсивные агрессивные проявления.
Работа с родителями и педагогами. Для эффективного снижения тревожности и агрессии важно тесное взаимодействие педагога-психолога с родителями и учителями. Родители играют ключевую роль в поддержке ребёнка, поэтому им необходимо предоставлять рекомендации по управлению стрессовыми ситуациями, созданию безопасной и поддерживающей среды дома.
Снижение тревожности и агрессии у детей с ОВЗ – это сложная, но выполнимая задача, требующая комплексного подхода. Педагог-психолог использует различные методы и техники, направленные на эмоциональную регуляцию, когнитивную коррекцию и развитие навыков самоконтроля у ребёнка. Важную роль играют арт-терапия, релаксационные техники, когнитивно-поведенческая терапия и игровая терапия. Эффективное применение этих методов помогает детям с ОВЗ лучше справляться с эмоциональными трудностями, что способствует их успешной социализации и учебной адаптации.
Список литературы
Кабаняева, О. А. Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Кабаняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 163-167. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117608/
Ковтун, Т. Ю. Психокоррекционные занятия с педагогически запущенными детьми / Т. Ю. Ковтун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 265-266. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11107/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат