Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль воспитателя в формировании коммуникативных навыков у детей . Работа №72043

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль воспитателя в формировании коммуникативных навыков у детей
Работа:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

 

Микшина Марина Владимировна, воспитатель

МАДОУ Детский сад №124, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Коммуникативные навыки играют ключевую роль в социальной адаптации и успешной жизни каждого человека. На этапе раннего детства происходит формирование основ этих навыков, что делает воспитателя центральной фигурой в этом процессе. Статья рассматривает значимость воспитателя в развитии коммуникативных умений у детей, анализирует методики, которые могут быть применены в образовательном процессе, и подчеркивает важность создания благоприятной среды для общения. Освещаются как современные подходы к обучению, так и традиционные методы, используемые в практике.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, воспитатель, раннее детство, социальная адаптация, образовательный процесс, методы обучения, взаимодействие.

 

Коммуникативные навыки играют важнейшую роль в развитии дошкольников. Способность эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, а также понимать других людей — это основы успешной социализации ребенка. В этом процессе воспитатель является главным проводником, способствующим развитию у детей этих навыков. Роль воспитателя заключается не только в обучении детей конкретным умениям, но и в создании атмосферы, где ребенок может почувствовать себя уверенно, быть услышанным и понять других.

Воспитатель, проводя большую часть дня с детьми, имеет возможность использовать различные методы и приемы для формирования коммуникативных навыков. Один из наиболее эффективных способов — это создание условий для свободного общения в разных видах деятельности. Важно, чтобы воспитатель поддерживал естественную потребность детей в общении, предоставляя им возможности для свободного диалога, обсуждений, игр и совместных действий. Например, в ходе повседневных ситуаций, таких как утренний сбор или время приема пищи, воспитатель может задавать вопросы, побуждающие детей делиться своими мыслями и впечатлениями. Это способствует развитию у них способности выражать свои чувства и желания словами, а также учит слушать и уважать мнения других.

Еще одним важным аспектом является организация игр и упражнений, направленных на развитие речи и коммуникативных умений. Например, воспитатель может организовать игры, где дети должны рассказать о своем любимом занятии или описать любимую игрушку, тем самым поощряя их использовать новые слова и выражения, формировать связную речь. Применение сюжетно-ролевых игр также помогает детям учиться взаимодействовать в различных социальных ситуациях, например, в игре «Магазин» или «Больница», где каждый ребенок играет определенную роль и должен выполнять свои обязанности, взаимодействуя с другими участниками игры.

Не менее важно использовать чтение книг и рассказывание историй как способ развития речи и воображения. После прочтения воспитатель может предложить детям обсудить прочитанное, задать вопросы о героях и их поступках, побудить детей к размышлениям и активному выражению своего мнения. Это способствует не только развитию словарного запаса, но и формированию критического мышления и способности к анализу. Например, воспитатель может спросить: "Почему герой поступил именно так?" или "Как бы ты поступил на его месте?", тем самым стимулируя диалог и побуждая детей к самостоятельному мышлению.

Особая роль воспитателя состоит в том, чтобы быть примером для подражания. Дети часто копируют поведение взрослых, и воспитатель должен демонстрировать образцы культурного и уважительного общения. Важно, чтобы воспитатель сам был внимателен к речи, использовал корректные формы общения, обращал внимание на интонацию и мимику. Например, если воспитатель всегда вежливо обращается к детям, благодарит их за помощь, извиняется в случае ошибки, то и дети будут стремиться подражать этому поведению в своих взаимодействиях. Также воспитатель должен показывать пример, как справляться с конфликтами, выражать свои эмоции и находить компромиссы, что важно для развития эмоционального интеллекта у детей.

Кроме того, воспитателю важно создавать позитивную и поддерживающую среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверенно. Для этого важно строить взаимоотношения на основе доверия и уважения, избегать критики и наказаний, поддерживать инициативу детей и поощрять их за успехи в общении. Например, при возникновении конфликтной ситуации воспитатель должен предложить детям обсудить проблему и найти совместное решение, а не просто разрешать ситуацию приказным тоном. Это поможет детям учиться разрешать конфликты и улучшать свои навыки коммуникации.

Немаловажным является применение таких приемов, как театрализованные игры, кукольные спектакли, создание историй, где дети могут примерять на себя разные роли и учиться выражать эмоции, понимать чувства и эмоции других. В таких играх воспитатель может направлять детей, помогая им находить нужные слова, выражать свои мысли и чувства в зависимости от сюжета игры. Это развивает как речевые, так и эмоциональные навыки, необходимые для полноценного общения.

Важно отметить, что развитие коммуникативных навыков невозможно без постоянного внимания и наблюдения со стороны воспитателя. Понимая индивидуальные особенности каждого ребенка, его сильные и слабые стороны в общении, воспитатель может создавать персонализированные задачи, которые помогут ребенку развивать свои навыки более целенаправленно. Например, если ребенок застенчив и ему трудно вступать в контакт с другими, воспитатель может начать с небольших упражнений на взаимодействие в паре, постепенно усложняя задания и поощряя за успехи.

Таким образом, роль воспитателя в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является многогранной и важной. Применение разнообразных методов, таких как игры, чтение, обсуждения, личный пример, создание поддерживающей среды, позволяет развивать у детей не только речевые умения, но и способность к эмоциональному взаимодействию, формированию доверительных отношений и успешной социализации. Воспитатель, чутко реагируя на потребности каждого ребенка и активно вовлекая его в процесс общения, помогает создать условия для полноценного развития коммуникативных навыков, столь необходимых для дальнейшей жизни.

 

Список литературы

Ганиева, К. Л. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста / К. Л. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 514-516.

Лозинская, Н. В. Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка в группе / Н. В. Лозинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 302-304.

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×