Формирование гражданско-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста
Микшина Марина Владимировна, воспитатель
МАДОУ Детский сад №124, г. Новокузнецк
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования гражданско-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста. Рассматриваются методы и формы работы, направленные на воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к традициям и культуре своей страны. Особое внимание уделяется роли воспитателя в создании условий для формирования этих ценностей через повседневные занятия и образовательные мероприятия. Приведены примеры практических действий, способствующих развитию гражданско-патриотического сознания у дошкольников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольное образование, гражданско-патриотические ценности, любовь к Родине, культура, традиции.
Формирование гражданско-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач системы воспитания. В этот период жизни у детей закладываются базовые установки и ценности, которые будут определять их поведение в будущем. Важно, чтобы с раннего возраста дети начинали осознавать свою принадлежность к стране, уважать ее традиции, понимать важность таких понятий, как Родина, народ, история. Воспитание патриотизма у дошкольников становится основой для формирования у них чувства ответственности перед обществом и стремления участвовать в его жизни.
Основополагающую роль в этом процессе играет воспитатель. Именно воспитатель создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок мог познакомиться с культурой, историей и традициями своей страны, осознать себя частью общества. Занятия, игры, праздники, экскурсии — все это помогает ребенку не только узнать больше о своей стране, но и почувствовать гордость за ее достижения, понять свою связь с обществом. Например, организуя тематическую неделю, посвященную Дню Победы, воспитатель может провести с детьми беседы о героизме, организовать мастер-классы по изготовлению открыток для ветеранов и участвовать в патриотических мероприятиях.
Особенно эффективны такие методы работы, как организация сюжетно-ролевых игр, чтение и обсуждение рассказов и стихов о Родине, совместные творческие проекты. В процессе игры дети могут примерять на себя различные роли, связанные с патриотическими событиями. Например, играя в «Защитников Родины», дети осваивают такие понятия, как защита, верность, героизм. Это помогает закрепить гражданско-патриотические ценности на уровне эмоций и действий.
Чтение произведений о родной природе, культурных традициях, исторических событиях также является важным инструментом в воспитании патриотизма. Важно подбирать для дошкольников произведения, которые рассказывают о родной стране доступным и интересным языком. Например, чтение стихотворений о России, природных красотах и людях, живущих на её просторах, помогает детям почувствовать связь с родной землей. Впоследствии воспитатель может обсудить с детьми прочитанное, задав вопросы о том, что им особенно понравилось и что они узнали нового о своей стране.
Особую роль в формировании гражданско-патриотических ценностей играют национальные праздники и традиции. Воспитатель должен организовывать мероприятия, которые помогают детям познакомиться с культурными особенностями своего народа, с его традициями и историей. Праздники, такие как День защитника Отечества, День Победы или Масленица, можно отметить в детском саду, организовав мастер-классы, конкурсы, театральные постановки или совместные выступления. Это позволяет детям через участие в коллективных мероприятиях осознавать свою принадлежность к стране, гордиться её достижениями и уважать её традиции.
Кроме того, экскурсии и поездки по родному краю являются важной частью патриотического воспитания. В процессе таких мероприятий дети могут познакомиться с историческими памятниками, природными достопримечательностями, узнать больше о культурном наследии своего региона. Например, посещение музея краеведения или местного мемориала может стать настоящим открытием для детей и закрепить у них чувство гордости за свою малую Родину. После таких мероприятий воспитатель может организовать творческую работу, предложив детям нарисовать то, что запомнилось, или создать коллективную поделку, символизирующую региональные ценности.
Важным элементом формирования гражданско-патриотических ценностей является знакомство детей с народными традициями. Воспитатели могут организовать занятия, на которых дети узнают о народных праздниках, таких как Пасха, Рождество, Масленица, и участвуют в традиционных играх, песнях и танцах. Например, на занятии, посвящённом Масленице, дети могут учиться печь символические блины, а затем участвовать в играх и хороводах, что позволит им почувствовать связь с народной культурой. Подобные мероприятия позволяют детям не только узнать о культурных традициях, но и понять их значимость для формирования национальной идентичности.
Кроме того, значительное место в патриотическом воспитании занимают разговоры о героизме и подвигах. Важно рассказывать детям о людях, которые защищали Родину, совершали подвиги ради её процветания. Такие разговоры должны быть простыми и доступными для понимания дошкольников, но при этом эмоционально наполненными. Например, рассказ о героях Великой Отечественной войны может быть дополнен просмотром фотографий, участием в изготовлении памятных символов, таких как георгиевские ленты. Это помогает детям осознать значимость исторических событий и людей, которые внесли вклад в сохранение Родины.
Таким образом, воспитание гражданско-патриотических ценностей у дошкольников требует комплексного подхода, сочетающего традиционные методы и новые формы работы. Важным аспектом является создание условий, в которых дети могут активно участвовать в патриотических мероприятиях, познавать историю и культуру своей страны, осознавать себя частью общества. Через игры, творчество, беседы и мероприятия воспитатель может формировать у детей чувство ответственности перед своей Родиной, уважения к её традициям и гордости за её достижения.
Список литературы
Бородина
Е.Н.
Культуроцентрический
подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2014. №12.
Демкович
В.И.
,
Рачковская
Н.А.
П
роблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике
// Московский педагогический журнал. 2023. №3.
Журбенко В.Н.,
Гредасова
Е.М. Н
равственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей
// Инновационная наука. 2021. №11-1.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат