Методика постановки русских народных танцев для детской самодеятельности
Бескова Анастасия Сергеевна, преподаватель
МБУ ДО "ДХШ г. Брянска" г.Брянск
Аннотация. Статья посвящена методике постановки русских народных танцев для детей в рамках самодеятельности. Рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на успешное освоение танцев, такие как выбор репертуара, адаптация движений, работа с группой и создание эмоционального контекста. Приведены примеры эффективных подходов и практических упражнений, которые помогут преподавателям организовать занятия по народным танцам для детей.
Ключевые слова: русские народные танцы, методика, детская самодеятельность, постановка, эмоциональное развитие.
Народные танцы занимают особое место в культуре и традициях нашей страны. Они передают не только музыкальность и ритм, но и дух общности, веселья и радости. В условиях детской самодеятельности важно правильно организовать процесс обучения, чтобы дети не только освоили технику исполнения, но и прониклись атмосферой народного творчества. Методика постановки русских народных танцев для детей требует внимательного подхода к выбору репертуара, адаптации движений под уровень подготовленности детей, а также созданию эмоционального контекста, в который они смогут погрузиться.
Первым шагом в постановке народного танца является выбор подходящего репертуара. Для детей лучше всего подойдут простые и выразительные танцы, такие как «Калинка», «Танец с платками» или «Барыня». Эти танцы характеризуются яркими мелодиями и запоминающимися движениями, что позволяет детям быстро усвоить материал и получить удовольствие от исполнения. Преподавателю следует обратить внимание на тексты песен, которые сопровождают танцы. Слова, полные фольклорного смысла, могут помочь детям понять традиции и смысл танца, создавая тем самым эмоциональную связь с исполнением.
При работе с группой важно учитывать уровень подготовленности детей. Начинающим танцорам стоит предлагать несложные комбинации движений, которые легко запоминаются и выполняются. Например, в танце «Калинка» можно начать с простых шагов и поворотов, постепенно добавляя более сложные элементы, такие как приседания или хороводы. Важно также учитывать индивидуальные особенности детей: некоторые могут быть более подвижными, в то время как другим потребуется больше времени для освоения движений.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные методы, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным. Например, можно организовать игру, в которой дети будут разыгрывать различные образы, соответствующие характеру танца. В «Барыне» дети могут представить себя в роли помещиц и крестьян, что добавит интереса к исполнению и поможет глубже понять настроение танца. Создание образов способствует развитию фантазии и эмоциональной выразительности.
Эмоциональный аспект также играет важную роль в процессе обучения. Русские народные танцы часто отражают радость, веселье и обычаи, и преподаватель должен помочь детям проникнуться этими эмоциями. Показав примеры народных праздников, таких как Масленица или Иван Купала, можно объяснить, как танцы в них играли важную роль. Подключение исторического контекста может помочь детям лучше понять и прочувствовать народную традицию.
Во время репетиций необходимо создавать дружескую атмосферу, где каждый ребенок сможет проявить себя. Используя метод командной работы, преподаватель может задействовать детей в создании хореографии. Например, предложить им придумать свои движения или добавить элементы игры, что сделает процесс более интерактивным. Это не только развивает творческие способности детей, но и формирует у них уверенность в своих силах.
Работа над движениями требует внимания к деталям. Преподаватель должен объяснить детям, как правильно выполнять каждое движение, включая акценты и ритм. Например, в танце «Танец с платками» можно акцентировать внимание на том, как правильно держать платок, чтобы движения выглядели выразительно. Дети могут упражняться в группах, чтобы получать обратную связь от друг друга, что поможет им развивать наблюдательность и критическое мышление.
Не менее важно внимание к музыкальному сопровождению. Правильный выбор музыки помогает создать необходимую атмосферу для исполнения. Использование живой музыки, например, с участием балалайки или гармони, добавляет аутентичности и радости в процесс обучения. Преподаватель может поощрять детей не только выполнять танцы, но и подбирать к ним музыку, создавая собственные музыкальные ассоциации. Это развивает их музыкальный слух и способность чувствовать ритм.
Помимо репетиций, полезно организовать небольшие выступления, где дети смогут продемонстрировать свои достижения. Это не только способствует развитию уверенности в себе, но и создает положительный опыт выступлений на сцене. Можно организовать «народный праздник» в школе, где дети покажут свои танцы родителям и друзьям, что станет для них мощным стимулом к дальнейшим занятиям.
Важным аспектом методики является и постоянная работа над самооценкой и отношением к успехам. Преподаватель должен подчеркивать достижения каждого ребенка, даже если они незначительные. Создание позитивной атмосферы, где ошибки воспринимаются как часть обучения, поможет детям не бояться экспериментировать и развиваться.
В заключение, постановка русских народных танцев для детской самодеятельности — это многогранный процесс, который требует внимания к выбору репертуара, адаптации движений и эмоциональному контексту. Используя разнообразные методы и подходы, преподаватель может создать увлекательное и познавательное занятие, которое не только научит детей танцевать, но и даст им возможность почувствовать себя частью народной культуры. С правильным подходом занятия народными танцами могут стать не только средством самовыражения, но и важной частью формирования личности ребенка, его уверенности и творческого потенциала.
Список литературы
1. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. - М.: Книга по требованию, 2018. - 208 c.
2. Карпенко, В.Н. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учебное пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, – Белгород: Изд-во БГИКИ, 2011. – 296 с.
3. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: учеб. пособие для вузов и училищ. – СПб. : Лань, 2017. – 367с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат