ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Чича Александр Витальевич, учитель истории и обществознания
ГБОУ "Чермалыкская школа Тельмановского м.о.", ДНР, с. Чермалык
Аннотация. Данная статья посвящена важности дискуссии как метода обучения на уроках истории и обществознания. Обсуждение актуальных исторических событий, социально-политических процессов и культурных явлений позволяет не только углубить знания учащихся, но и способствует развитию критического мышления, навыков аргументации и уважения к мнениям других. В статье рассматриваются структуры и виды дискуссий, методы их организации, а также примеры успешного внедрения дискуссионных форматов в учебный процесс.
Ключевые слова: дискуссия, уроки истории, уроки обществознания, активные методы обучения, критическое мышление, аргументация, групповые обсуждения.
Уроки истории и обществознания являются важными аспектами образовательного процесса, способствующими формированию личности учащихся и их гражданской позиции. Важным элементом на этих уроках является взаимодействие между учителем и учащимися, особенно в контексте обсуждений, которые позволяют ученикам не только усваивать знания, но и активно участвовать в образовательном процессе. Использование дискуссии как метода обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает их критическое мышление и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Дискуссии помогают ученикам осознавать сложность социальных и исторических процессов, а также разнообразие мнений и точек зрения относительно этих процессов. В данной статье мы рассмотрим виды дискуссий и эффективные методы их применения на уроках истории и обществознания.
Значение дискуссии в образовательном процессе
Дискуссия — это форма взаимодействия, в ходе которой участники обмениваются мнениями и аргументируют свои позиции. Это может быть как обсуждение в целом классе, так и работа в малых группах. Дискуссии способствуют формированию навыков общения, критического мышления и анализа. Они поддерживают активное участие учащихся, создавая позитивную образовательную среду.
Преимущества использования дискуссий на уроках:
Активация познавательной деятельности. Ученики вовлекаются в обсуждение, что способствует улучшению усвоения материала.
Формирование критического мышления. Учащиеся учатся анализировать и оценивать информацию, что особенно важно для исторических и общественных наук.
Развитие навыков аргументации. Дискуссия требует от учеников умения четко формулировать свои мысли и обосновывать их.
Уважение к мнениям других. Ученики учатся слушать и учитывать мнение оппонента, что является важной социальной компетенцией.
Виды дискуссий. Существует несколько видов дискуссий, которые могут быть эффективно использованы на уроках истории и обществознания:
Открытые дискуссии. Открытые дискуссии предполагают свободное выражение мнений и взглядов учащихся на заданную тему. Учитель может задавать вопросы или предлагать конкретные ситуации, и ученики обмениваются мнениями.
Структурированные дискуссии. В структурированных дискуссиях используются заранее подготовленные вопросы и задания. Это позволяет фокусироваться на конкретных аспектах темы и обеспечивает более глубокий анализ.
Дебаты. Дебаты представляют собой формализованное обсуждение, где учащиеся делятся на команды и представляют противоположные взгляд на одну и ту же тему. Это требует тщательной подготовки и исследований, что способствует более глубокому пониманию темы.
Малые группы. Работа в малых группах позволяет учиться в непринужденной обстановке, где каждый участник может высказать свою точку зрения. Затем группы могут представить свои выводы всему классу.
Методы организации дискуссий.
Для успешной организации дискуссии необходимо учитывать несколько факторов:
Подготовка темы для обсуждения. Важно предварительно выбрать тему, которая будет актуальна и интересна для учащихся. Это могут быть как исторические события, так и современные проблемы, касающиеся общества.
Формулирование вопросов. Вопросы должны быть открытыми и способствовать глубокой аналитике. Например, вместо вопроса "Кто выиграл войну?" можно задать "Как победа в этой войне повлияла на последующие социальные изменения?".
Создание атмосферы доверия. Учащимся необходимо чувствовать себя комфортно и быть готовыми высказывать свои мысли. Учитель должен поддерживать позитивный климат, поощрять уважение между участниками и конструктивную критику.
Обратная связь. После завершения дискуссии важно обсудить, что получилось, а что можно улучшить. Обратная связь поможет учащимся чувствовать себя более уверенно на следующих обсуждениях.
Примеры использования дискуссий на уроках
Урок истории: Вторая мировая война
На уроке, посвященном Второй мировой войне, можно организовать дебаты на тему: "Кто несет основную ответственность за начало войны?". Ученики будут делиться на команды, представляющие разные страны и их интересы, анализируя действия исторических личностей, причинно-следственные связи и влияние на последующие события.
Урок обществознания: вклад граждан в демократии
На уроке обществознания можно обсудить, каким образом граждане могут влиять на демократические процессы. Учащиеся могут выражать свои мнения о праве голоса, митингах, социальных движениях и роли СМИ в формировании общественного мнения.
Использование дискуссий на уроках истории и обществознания приносит многообразные преимущества как для учеников, так и для учителей. Дискуссия помогает активировать интерес учащихся, развивать их критическое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Применяя различные виды и методы организации дискуссий, учителя могут создать атмосферу активного обучения, где каждый ученик будет слышен и востребован.
Список литературы
Нугуманова З.А. Уроки истории и обществознания в формировании толерантности школьников // Инновационная наука. 2016. №8-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-istorii-i-
obschestvoznaniya -v-formirovanii-tolerantnosti-shkolnikov.
Овчаренко Л. С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-na-urokah-obschestvoznaniya.
Э.М. Каримулаева, Р.М. Куччаев, К.С. Дибирова Методика организации дискуссии на уроках обществознания // МНКО. 2022. №4 (95). https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-diskussii-na-urokah-obschestvoznaniya.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат