Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование дискуссии на уроках истории и обществознания . Работа №72054

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование дискуссии на уроках истории и обществознания
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Чича Александр Витальевич, учитель истории и обществознания

ГБОУ "Чермалыкская школа Тельмановского м.о.", ДНР, с. Чермалык

Аннотация. Данная статья посвящена важности дискуссии как метода обучения на уроках истории и обществознания. Обсуждение актуальных исторических событий, социально-политических процессов и культурных явлений позволяет не только углубить знания учащихся, но и способствует развитию критического мышления, навыков аргументации и уважения к мнениям других. В статье рассматриваются структуры и виды дискуссий, методы их организации, а также примеры успешного внедрения дискуссионных форматов в учебный процесс.

Ключевые слова: дискуссия, уроки истории, уроки обществознания, активные методы обучения, критическое мышление, аргументация, групповые обсуждения.

Уроки истории и обществознания являются важными аспектами образовательного процесса, способствующими формированию личности учащихся и их гражданской позиции. Важным элементом на этих уроках является взаимодействие между учителем и учащимися, особенно в контексте обсуждений, которые позволяют ученикам не только усваивать знания, но и активно участвовать в образовательном процессе. Использование дискуссии как метода обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает их критическое мышление и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Дискуссии помогают ученикам осознавать сложность социальных и исторических процессов, а также разнообразие мнений и точек зрения относительно этих процессов. В данной статье мы рассмотрим виды дискуссий и эффективные методы их применения на уроках истории и обществознания.

Значение дискуссии в образовательном процессе

Дискуссия — это форма взаимодействия, в ходе которой участники обмениваются мнениями и аргументируют свои позиции. Это может быть как обсуждение в целом классе, так и работа в малых группах. Дискуссии способствуют формированию навыков общения, критического мышления и анализа. Они поддерживают активное участие учащихся, создавая позитивную образовательную среду.

Преимущества использования дискуссий на уроках:

Активация познавательной деятельности. Ученики вовлекаются в обсуждение, что способствует улучшению усвоения материала.

Формирование критического мышления. Учащиеся учатся анализировать и оценивать информацию, что особенно важно для исторических и общественных наук.

Развитие навыков аргументации. Дискуссия требует от учеников умения четко формулировать свои мысли и обосновывать их.

Уважение к мнениям других. Ученики учатся слушать и учитывать мнение оппонента, что является важной социальной компетенцией.

Виды дискуссий. Существует несколько видов дискуссий, которые могут быть эффективно использованы на уроках истории и обществознания:

Открытые дискуссии. Открытые дискуссии предполагают свободное выражение мнений и взглядов учащихся на заданную тему. Учитель может задавать вопросы или предлагать конкретные ситуации, и ученики обмениваются мнениями.

Структурированные дискуссии. В структурированных дискуссиях используются заранее подготовленные вопросы и задания. Это позволяет фокусироваться на конкретных аспектах темы и обеспечивает более глубокий анализ.

Дебаты. Дебаты представляют собой формализованное обсуждение, где учащиеся делятся на команды и представляют противоположные взгляд на одну и ту же тему. Это требует тщательной подготовки и исследований, что способствует более глубокому пониманию темы.

Малые группы. Работа в малых группах позволяет учиться в непринужденной обстановке, где каждый участник может высказать свою точку зрения. Затем группы могут представить свои выводы всему классу.

Методы организации дискуссий.

Для успешной организации дискуссии необходимо учитывать несколько факторов:

Подготовка темы для обсуждения. Важно предварительно выбрать тему, которая будет актуальна и интересна для учащихся. Это могут быть как исторические события, так и современные проблемы, касающиеся общества.

Формулирование вопросов. Вопросы должны быть открытыми и способствовать глубокой аналитике. Например, вместо вопроса "Кто выиграл войну?" можно задать "Как победа в этой войне повлияла на последующие социальные изменения?".

Создание атмосферы доверия. Учащимся необходимо чувствовать себя комфортно и быть готовыми высказывать свои мысли. Учитель должен поддерживать позитивный климат, поощрять уважение между участниками и конструктивную критику.

Обратная связь. После завершения дискуссии важно обсудить, что получилось, а что можно улучшить. Обратная связь поможет учащимся чувствовать себя более уверенно на следующих обсуждениях.

Примеры использования дискуссий на уроках

Урок истории: Вторая мировая война

На уроке, посвященном Второй мировой войне, можно организовать дебаты на тему: "Кто несет основную ответственность за начало войны?". Ученики будут делиться на команды, представляющие разные страны и их интересы, анализируя действия исторических личностей, причинно-следственные связи и влияние на последующие события.

Урок обществознания: вклад граждан в демократии

На уроке обществознания можно обсудить, каким образом граждане могут влиять на демократические процессы. Учащиеся могут выражать свои мнения о праве голоса, митингах, социальных движениях и роли СМИ в формировании общественного мнения.

Использование дискуссий на уроках истории и обществознания приносит многообразные преимущества как для учеников, так и для учителей. Дискуссия помогает активировать интерес учащихся, развивать их критическое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Применяя различные виды и методы организации дискуссий, учителя могут создать атмосферу активного обучения, где каждый ученик будет слышен и востребован.

Список литературы

Нугуманова З.А. Уроки истории и обществознания в формировании толерантности школьников // Инновационная наука. 2016. №8-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-istorii-i-

obschestvoznaniya -v-formirovanii-tolerantnosti-shkolnikov.

Овчаренко Л. С. Мотивация обучающихся на уроках обществознания // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-na-urokah-obschestvoznaniya.

Э.М. Каримулаева, Р.М. Куччаев, К.С. Дибирова Методика организации дискуссии на уроках обществознания // МНКО. 2022. №4 (95). https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-diskussii-na-urokah-obschestvoznaniya.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×