Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Применение проблемно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания . Работа №72055

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Применение проблемно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания
Работа:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Чича Александр Витальевич, учитель истории и обществознания

ГБОУ "Чермалыкская школа Тельмановского м.о.", ДНР, с. Чермалык

Аннотация. В статье рассматривается применение проблемно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания. Данная методика представляет собой подход, который сосредоточен на решении реальных жизненных проблем через активное вовлечение учащихся в учебный процесс. В статье обсуждаются основные принципы проблемно-ориентированного обучения, его преимущества для развития критического мышления и аналитических навыков учащихся, а также приводятся примеры успешных практик и рекомендаций по внедрению данной методики в школьное обучение.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, уроки истории, уроки обществознания, критическое мышление, активные методы обучения, социальные навыки.

Современное образование сталкивается с растущими требованиями к формированию у учащихся компетенций, необходимых для успешной адаптации в условиях быстро меняющегося мира. Уроки истории и обществознания, являясь важными компонентами учебного процесса, должны не только передавать знания о событиях и явлениях, но и развивать критическое, аналитическое и проблемное мышление учащихся. Проблемно-ориентированное обучение (ПОУ) представляет собой методику, которая позволяет решать эти задачи, создавая стимулы для активного обучения и развития авторских подходов к изучаемым темам.

Проблемно-ориентированное обучение: основные принципы

Проблемно-ориентированное обучение основывается на ряде ключевых принципов, которые определяют его структуру и методику использования:

Проблемность: Уроки строятся вокруг реальных или гипотетических проблем, требующих анализа и поиска решений. Это создает интерес и мотивацию для учащихся.

Анализ и синтез информации: Учащиеся учатся анализировать информацию, собирать данные, сопоставлять различные точки зрения и использовать знания из разных дисциплин.

Сотрудничество: ПОУ подразумевает работу в группах, что развивает навыки командной работы и общения. Учащиеся учатся слышать мнение других и формулировать свои мысли.

Рефлексия: Важно, чтобы учащиеся анализировали свой процесс обучения, признавали свои достижения и ошибки, что способствует более глубокому усвоению материала.

Преимущества проблемно-ориентированного обучения

Использование ПОУ на уроках истории и обществознания имеет ряд преимуществ:

Развитие критического мышления: Учащиеся учатся не просто запоминать факты, а анализировать, оценивать и интерпретировать информацию, что особенно важно в контексте современного информационного давления.

Формирование социальных компетенций: Командная работа и обсуждения способствуют развитию социальных навыков, таких как умение слушать, делиться мнением и работать в коллективе.

Глубокое понимание материала: Проблемно-ориентированное обучение способствует более глубокому пониманию и запоминанию тем, поскольку учащиеся связаны с процессом обсуждения и поиска решений.

Повышение мотивации: Учащиеся более заинтересованы в учебном процессе, когда он сосредоточен на решении проблем, которые они могут связать со своей жизнью и опытом.

Примеры применения ПОУ на уроках истории

Одним из эффективных способов внедрения проблемно-ориентированного обучения на уроках истории является использование кейс-метода. Например, тема "Влияние Октябрьской революции на малоизвестные регионы России" может быть рассмотрена через призму анализа конкретного региона. Учащимся предлагается:

Разделиться на группы, где каждая группа будет исследовать влияние революции на определенный регион.

Определить и проанализировать факторы, оказавшие влияние на социальную и экономическую жизнь населения.

Подготовить презентации с выводами и предложениями по дальнейшему анализу.

Такой подход не только углубляет знания о конкретных исторических событиях, но и развивает навыки работы в команде, презентации и аргументации.

Примеры применения ПОУ на уроках обществознания

На уроках обществознания проблемно-ориентированное обучение может быть эффективно использовано для изучения тем, связанных с актуальными социальными проблемами. Например, тема "Проблемы экологии и устойчивого развития". Учащиеся:

Работают в группах для исследования конкретной экологической проблемы, например, загрязнения воздуха в их регионе.

Проводят опросы и интервью с местными жителями и специалистами для сбора данных.

Разрабатывают свои предложения по улучшению ситуации, основываясь на полученной информации и существующих моделях развития.

Такой проект не только помогает глубже усвоить материал, но и способствует повышению социальной ответственности учащихся, формируя активную позицию по важным вопросам.

Рекомендации по внедрению ПОУ в учебный процесс

Для успешного внедрения проблемно-ориентированного обучения в преподавание истории и обществознания необходимо учитывать несколько ключевых аспектов:

Подбор актуальных тем: Темы, выбранные для дебатов или проектов, должны быть актуальны и интересны для учащихся. Это может быть сделано через опросы или обсуждения на классных собраниях.

Создание комфортной атмосферы: Учащиеся должны чувствовать себя свободно во время обсуждений, что включает в себя открытость и взаимное уважение.

Обеспечение необходимых ресурсов: Учителям необходимо предоставить учащимся доступ к информации, библиотекам, интернет-ресурсам и экспертам, для получения качественных данных.

Оценка результатов: Важно разработать четкие критерии оценки проектов и выступлений, чтобы учащиеся понимали, на что ориентироваться в процессе работы.

Проблемно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания является инновационным и эффективным подходом, который позволяет развитию критического мышления, социальных навыков и глубинного понимания материал. Данный метод не только делает обучение более интерактивным и увлекательным, но и формирует у учащихся активную жизненную позицию, что, безусловно, благоприятно сказывается на их будущей жизни.

Список литературы

Иевлев Владимир Иванович Практико-ориентированный подход на уроках истории и обществознания в средней школе // Научный вестник Крыма. 2019. №4 (22). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko

-orientirovannyy-podhod-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-v-sredney-shkole.

Колесникова, А. А. Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года / А. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84613/.

Лагода Виктория Алексеевна Технологический подход при реализации процесса обучения истории и обществознания // Достижения науки и образования. 2018. №1 (23). URL:

https://cyberleninka.ru/article

/n/tehnologicheskiy-podhod-pri-realizatsii-protsessa-obucheniya-istorii-i-obschestvoznaniya.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×