ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Чича Александр Витальевич, учитель истории и обществознания
ГБОУ "Чермалыкская школа Тельмановского м.о.", ДНР, с. Чермалык
Аннотация. В статье рассматривается применение проблемно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания. Данная методика представляет собой подход, который сосредоточен на решении реальных жизненных проблем через активное вовлечение учащихся в учебный процесс. В статье обсуждаются основные принципы проблемно-ориентированного обучения, его преимущества для развития критического мышления и аналитических навыков учащихся, а также приводятся примеры успешных практик и рекомендаций по внедрению данной методики в школьное обучение.
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, уроки истории, уроки обществознания, критическое мышление, активные методы обучения, социальные навыки.
Современное образование сталкивается с растущими требованиями к формированию у учащихся компетенций, необходимых для успешной адаптации в условиях быстро меняющегося мира. Уроки истории и обществознания, являясь важными компонентами учебного процесса, должны не только передавать знания о событиях и явлениях, но и развивать критическое, аналитическое и проблемное мышление учащихся. Проблемно-ориентированное обучение (ПОУ) представляет собой методику, которая позволяет решать эти задачи, создавая стимулы для активного обучения и развития авторских подходов к изучаемым темам.
Проблемно-ориентированное обучение: основные принципы
Проблемно-ориентированное обучение основывается на ряде ключевых принципов, которые определяют его структуру и методику использования:
Проблемность: Уроки строятся вокруг реальных или гипотетических проблем, требующих анализа и поиска решений. Это создает интерес и мотивацию для учащихся.
Анализ и синтез информации: Учащиеся учатся анализировать информацию, собирать данные, сопоставлять различные точки зрения и использовать знания из разных дисциплин.
Сотрудничество: ПОУ подразумевает работу в группах, что развивает навыки командной работы и общения. Учащиеся учатся слышать мнение других и формулировать свои мысли.
Рефлексия: Важно, чтобы учащиеся анализировали свой процесс обучения, признавали свои достижения и ошибки, что способствует более глубокому усвоению материала.
Преимущества проблемно-ориентированного обучения
Использование ПОУ на уроках истории и обществознания имеет ряд преимуществ:
Развитие критического мышления: Учащиеся учатся не просто запоминать факты, а анализировать, оценивать и интерпретировать информацию, что особенно важно в контексте современного информационного давления.
Формирование социальных компетенций: Командная работа и обсуждения способствуют развитию социальных навыков, таких как умение слушать, делиться мнением и работать в коллективе.
Глубокое понимание материала: Проблемно-ориентированное обучение способствует более глубокому пониманию и запоминанию тем, поскольку учащиеся связаны с процессом обсуждения и поиска решений.
Повышение мотивации: Учащиеся более заинтересованы в учебном процессе, когда он сосредоточен на решении проблем, которые они могут связать со своей жизнью и опытом.
Примеры применения ПОУ на уроках истории
Одним из эффективных способов внедрения проблемно-ориентированного обучения на уроках истории является использование кейс-метода. Например, тема "Влияние Октябрьской революции на малоизвестные регионы России" может быть рассмотрена через призму анализа конкретного региона. Учащимся предлагается:
Разделиться на группы, где каждая группа будет исследовать влияние революции на определенный регион.
Определить и проанализировать факторы, оказавшие влияние на социальную и экономическую жизнь населения.
Подготовить презентации с выводами и предложениями по дальнейшему анализу.
Такой подход не только углубляет знания о конкретных исторических событиях, но и развивает навыки работы в команде, презентации и аргументации.
Примеры применения ПОУ на уроках обществознания
На уроках обществознания проблемно-ориентированное обучение может быть эффективно использовано для изучения тем, связанных с актуальными социальными проблемами. Например, тема "Проблемы экологии и устойчивого развития". Учащиеся:
Работают в группах для исследования конкретной экологической проблемы, например, загрязнения воздуха в их регионе.
Проводят опросы и интервью с местными жителями и специалистами для сбора данных.
Разрабатывают свои предложения по улучшению ситуации, основываясь на полученной информации и существующих моделях развития.
Такой проект не только помогает глубже усвоить материал, но и способствует повышению социальной ответственности учащихся, формируя активную позицию по важным вопросам.
Рекомендации по внедрению ПОУ в учебный процесс
Для успешного внедрения проблемно-ориентированного обучения в преподавание истории и обществознания необходимо учитывать несколько ключевых аспектов:
Подбор актуальных тем: Темы, выбранные для дебатов или проектов, должны быть актуальны и интересны для учащихся. Это может быть сделано через опросы или обсуждения на классных собраниях.
Создание комфортной атмосферы: Учащиеся должны чувствовать себя свободно во время обсуждений, что включает в себя открытость и взаимное уважение.
Обеспечение необходимых ресурсов: Учителям необходимо предоставить учащимся доступ к информации, библиотекам, интернет-ресурсам и экспертам, для получения качественных данных.
Оценка результатов: Важно разработать четкие критерии оценки проектов и выступлений, чтобы учащиеся понимали, на что ориентироваться в процессе работы.
Проблемно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания является инновационным и эффективным подходом, который позволяет развитию критического мышления, социальных навыков и глубинного понимания материал. Данный метод не только делает обучение более интерактивным и увлекательным, но и формирует у учащихся активную жизненную позицию, что, безусловно, благоприятно сказывается на их будущей жизни.
Список литературы
Иевлев Владимир Иванович Практико-ориентированный подход на уроках истории и обществознания в средней школе // Научный вестник Крыма. 2019. №4 (22). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko
-orientirovannyy-podhod-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-v-sredney-shkole.
Колесникова, А. А. Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года / А. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84613/.
Лагода Виктория Алексеевна Технологический подход при реализации процесса обучения истории и обществознания // Достижения науки и образования. 2018. №1 (23). URL:
https://cyberleninka.ru/article
/n/tehnologicheskiy-podhod-pri-realizatsii-protsessa-obucheniya-istorii-i-obschestvoznaniya.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат