ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СПО
Мхце Тереза Мухамедовна, преподаватель
Царскосельский аграрно-технологический колледж
ФГБОУ ВО СПбГАУ
Аннотация. Статья посвящена анализу эффективности применения проблемного обучения на занятиях по информатике в системе среднего профессионального образования (СПО). Проблемное обучение рассматривается как одна из современных педагогических технологий, способствующая активному усвоению знаний и формированию практических навыков у студентов. В статье представлены основные принципы проблемного обучения, его влияние на мотивацию студентов, развитие критического мышления и навыков решения проблем. Также описаны примеры применения данного метода на практике и рекомендации для преподавателей.
Ключевые слова: проблемное обучение, информатика, система СПО, критическое мышление, мотивация, практические навыки.
В условиях современного образования особое внимание уделяется формированию у студентов навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В этом контексте проблемное обучение становится одним из самых эффективных методов, позволяющих не только усваивать теоретический материал, но и применять его на практике. В системе среднего профессионального образования (СПО) информатика играет важную роль, и применение проблемного обучения в данной дисциплине может существенно повысить качество образования.
Проблемное обучение основывается на идее, что студенты лучше усваивают материал, когда сталкиваются с реальными проблемами, требующими анализа и поиска решений. В отличие от традиционного подхода, при котором преподаватель является основным источником знаний, в проблемном обучении студенты становятся активными участниками учебного процесса. Они изучают тему самостоятельно, обсуждают её в группах и применяют полученные знания для решения конкретных задач.
Одним из основных преимуществ проблемного обучения является его способность повышать мотивацию студентов. В процессе обучения студенты сталкиваются с реальными проблемами, которые имеют значение для их будущей профессиональной деятельности. Это делает учебный процесс более значимым и увлекательным, что, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению материала. Например, при изучении алгоритмов можно предложить студентам решить задачу, связанную с оптимизацией работы программы или поиском решения в условиях ограниченных ресурсов. Студенты будут более заинтересованы в поиске решения, если проблема будет связана с их будущей профессиональной деятельностью.
Проблемное обучение также способствует развитию критического мышления. Студенты учатся анализировать информацию, формулировать гипотезы, оценивать альтернативные решения и делать обоснованные выводы. Эти навыки являются необходимыми в условиях постоянно меняющегося мира технологий. Преподаватель может предложить студентам различные сценарии или кейсы, которые требуют анализа и поиска решения, тем самым формируя у них умение критически мыслить и принимать решения на основе анализа информации.
Кроме того, применение проблемного обучения развивает навыки командной работы. Студенты часто работают в группах, что позволяет им учиться взаимодействовать друг с другом, обмениваться идеями и учитывать различные точки зрения. Такой подход способствует формированию социально-коммуникативных навыков, необходимых в любой профессиональной среде. Работа в команде также помогает студентам развивать умение принимать ответственность за свои решения и действия.
Для эффективной реализации проблемного обучения на занятиях по информатике преподаватель должен придерживаться нескольких принципов. Во-первых, важно формулировать правильные и актуальные проблемы. Они должны быть связаны с реальной жизнью и иметь практическое значение. Преподаватель может использовать примеры из своей профессиональной практики или актуальные проблемы из области технологий, чтобы сделать обучение более значимым.
Во-вторых, преподаватель должен создать поддерживающую и открытую атмосферу для обсуждения. Студенты должны чувствовать себя комфортно, высказывая свои идеи и мнения. Преподаватель может использовать различные формы работы — индивидуальные задания, групповые дискуссии, презентации — чтобы обеспечить активное вовлечение каждого студента в процесс.
В-третьих, важно организовать обратную связь. Преподаватель должен предоставлять студентам конструктивные комментарии по их решениям и подходам. Это позволит студентам осознать свои ошибки и улучшить свои навыки. Обратная связь также помогает преподавателю оценить уровень усвоения материала и скорректировать методику обучения при необходимости.
Примеры практического применения проблемного обучения в информатике могут включать разработку проектов, в которых студенты должны создать программу или приложение, решающее конкретную задачу. Например, студенты могут разработать приложение для учета времени, которое будет учитывать индивидуальные особенности пользователей. В этом случае студенты сталкиваются с реальной проблемой и должны применять свои знания по программированию, анализу данных и дизайну пользовательского интерфейса.
В заключение, можно сказать, что применение проблемного обучения на занятиях по информатике в системе СПО является эффективным методом, способствующим активному вовлечению студентов в учебный процесс, повышению их мотивации и развитию критического мышления. Этот подход позволяет студентам не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике, что является залогом успешной подготовки специалистов в условиях современного мира технологий. Преподаватели должны стремиться к внедрению проблемного обучения в свою практику, создавая условия для активного и значимого обучения своих студентов.
Список литературы
Акимова И.В., Губанова О.М., Пудовкина Ю.Н.
Примеры реализации элементов проблемного обучения на уроках информатики и ИКТ в школе
// Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24642 (дата обращения: 07.10.2024).
Дьякова М.С.
Элементы проблемного обучения на уроках информатики на примере изучения темы "файлы и файловые системы"
// Экономика и социум. 2016. №6-1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-problemnogo-obucheniya-na-urokah-informatiki-na-primere-izucheniya-temy-fayly-i-faylovye-sistemy (дата обращения: 07.10.2024).
Садриева
Л
.
М
.
, Салихова Г
.
Л
.
Реализация технологии проблемного обучения при изучении курса информатики в техническом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tehnologii-problemnogo-obucheniya-pri-izuchenii-kursa-informatiki-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 07.10.2024).
Фатыхова
Э.Ф. Особенность методики проблемного обучения по дисциплине «компьютерные сети» в условиях профессионального обучения. // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
https://scienceforum.ru/2019/article/2018011337
"
(дата обращения: 07.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат