ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пистер Анна Васильевна,
учитель ГБУЗ "Детский противотуберкулезный
санаторий Калининградской области"
Аннотация. Статья посвящена проектному методу обучения и его использованию на уроках изобразительного искусства. Рассматриваются основные принципы проектной деятельности, её влияние на развитие креативных навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе и критическому мышлению. Приводятся примеры успешных проектов, а также рекомендации для учителей по организации проектного обучения в художественном образовании.
Ключевые слова: проектный метод, изобразительное искусство, креативность, самостоятельная работа, межпредметные связи, развитие учащихся.
Современное образование всё больше акцентирует внимание на развитии у учащихся навыков, необходимых для успешной адаптации в стремительно меняющемся мире. Проектный метод обучения становится одним из важнейших инструментов, позволяющих учителям формировать у школьников такие умения, как самостоятельность, критическое мышление, креативность и командная работа. На уроках изобразительного искусства проектный метод даёт учащимся возможность не только развивать художественные навыки, но и углублять понимание творческого процесса через создание полноценных проектов — от идеи до реализации.
Проектная деятельность позволяет интегрировать знания из разных областей, формируя целостное восприятие искусства и культуры. В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты проектного метода на уроках изобразительного искусства, его значение для творческого развития школьников и этапы организации работы над проектами.
Проектный метод обучения предполагает, что учащиеся работают над созданием какого-либо продукта (произведения искусства, коллекции работ, исследовательского проекта), решая при этом конкретные учебные задачи. Основное отличие этого метода от традиционных форм обучения заключается в его практической направленности и активной вовлечённости учеников в процесс. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что позволяет развивать у школьников не только личные, но и социальные навыки.
На уроках изобразительного искусства проектный метод особенно эффективен, так как способствует развитию следующих аспектов:
- Самостоятельность и ответственность. Учащиеся, работающие над проектом, должны планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выбирать материалы и техники, что развивает ответственность за результат своей работы.
- Креативность и воображение. Проектный метод стимулирует творческую активность учащихся. Им предоставляется возможность свободно выражать свои идеи и экспериментировать с формами и материалами, что способствует развитию воображения и креативного мышления.
- Командная работа и коммуникация. Групповые проекты позволяют учащимся учиться взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, обсуждать идеи и совместно искать решения творческих задач.
- Интеграция знаний. Проектная деятельность даёт возможность интегрировать знания из разных областей. Например, создавая художественные проекты, учащиеся могут обращаться к истории, литературе, музыке или другим видам искусства.
Проектный метод требует от учителя тщательной подготовки и планирования. Успех проекта зависит от правильной организации работы и чётко поставленных целей. Рассмотрим основные этапы проектной деятельности на уроках изобразительного искусства:
1. Определение темы проекта. Выбор темы — один из самых важных этапов. Тема должна быть интересной для учащихся, актуальной и связанной с программой по изобразительному искусству. Например, темами проектов могут быть: «Иллюстрации к литературным произведениям», «Декоративно-прикладное искусство народов мира», «Современные тенденции в дизайне».
2. Постановка целей и задач. После выбора темы важно определить цели проекта: чему должны научиться ученики в процессе работы? Цели могут быть как творческими (развитие навыков работы с определёнными материалами), так и исследовательскими (изучение культурных традиций определённой эпохи или страны).
3. Планирование этапов работы. Каждый проект должен быть разделён на этапы, начиная от подготовки материалов и идей до выполнения самой работы и презентации. Учителю важно помочь учащимся структурировать работу и установить сроки для выполнения каждого этапа.
4. Работа над проектом. На этом этапе учащиеся выполняют непосредственную работу над проектом. Важно, чтобы учитель оказывал методическую поддержку, помогал с выбором техник, материалов, но при этом предоставлял учащимся свободу для творчества.
5. Презентация и обсуждение результатов. Завершающий этап — это презентация готовых проектов. Это может быть школьная выставка, показ работ в классе или представление проектов в виде мультимедийных презентаций. Важно также провести обсуждение результатов, где ученики могут получить обратную связь от одноклассников и учителя.
Примером успешного проекта может быть создание коллекции иллюстраций к литературным произведениям. Учащиеся выбирают эпизоды из произведений классической или современной литературы, создают эскизы, а затем оформляют их в виде полноценной серии иллюстраций. В процессе работы над таким проектом дети развивают не только художественные навыки, но и умение анализировать литературные тексты, передавать их эмоциональный настрой через изобразительные средства.
Ещё одним примером может быть создание макета архитектурного сооружения в рамках проекта «Архитектурные стили мира». Учащиеся изучают архитектурные стили разных эпох и стран, выбирают одно из них и создают макет здания с использованием разных материалов (бумага, картон, дерево, пластик). Это не только развивает творческое мышление, но и помогает углубить знания по истории архитектуры.
Учитель на уроках, построенных по проектному методу, выполняет роль организатора и наставника. Он помогает учащимся определить цели и задачи проекта, направляет их в процессе работы, предоставляет необходимую информацию и ресурсы. Однако ключевая задача учителя — это создать условия, при которых ученики смогут самостоятельно принимать решения, развивать свои идеи и отвечать за результаты.
В заключение следует отметить, что проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства способствует всестороннему развитию учащихся. Он позволяет интегрировать знания из различных областей, развивать креативность, самостоятельность и критическое мышление. Этот метод делает процесс обучения более интересным и значимым для учеников, поскольку они видят практические результаты своих усилий. Участие в проектной деятельности учит школьников работать в команде, планировать свою деятельность и решать нестандартные задачи. Роль учителя в этом процессе заключается в том, чтобы создать условия для самостоятельной творческой работы, предоставлять поддержку и вдохновение, помогать учащимся раскрывать свой потенциал и совершенствовать навыки художественного творчества.
Список литературы
Белоусова, Е. П. (2020). Проектная деятельность как метод формирования творческого мышления на уроках искусства. Педагогика искусства, 8(4), 37-42.
Захарова, Л. В. (2021). Проектный метод как способ развития креативности у младших школьников на уроках искусства. Образование и искусство, 5(3), 30-36.
Коваленко, М. А. (2019). Использование проектного метода в системе художественного образования. Современные образовательные технологии, 6(2), 22-29.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат