ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Пистер Анна Васильевна,
учитель ГБУЗ "Детский противотуберкулезный
санаторий Калининградской области"
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые методы и подходы к формированию творческой деятельности у учащихся на уроках изобразительного искусства. Творческая деятельность способствует развитию воображения, индивидуальности, креативного мышления, а также формирует навыки самовыражения и художественного восприятия. Важную роль в этом процессе играют как практические задания, так и проектные и проблемные методы обучения, которые позволяют учащимся не только осваивать технику, но и погружаться в процесс создания уникальных художественных произведений.
Ключевые слова: творческая деятельность, изобразительное искусство, креативное мышление, проектная деятельность, индивидуальность, художественное развитие.
Изобразительное искусство играет важную роль в образовательном процессе, так как способствует всестороннему развитию личности учащихся. Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства помогает ученикам раскрыть свои таланты, развить воображение и научиться выражать свои чувства и мысли через художественные образы. В основе любого урока, направленного на развитие творческой активности, лежат задачи создания условий для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка. Уроки изобразительного искусства становятся площадкой для самовыражения, где дети осваивают не только технику, но и учатся мыслить творчески.
Основная цель педагогов на уроках искусства — это формирование способности к самостоятельной и осознанной творческой деятельности. В этой статье рассмотрим методы, которые позволяют развивать у школьников творческие способности и способствуют их художественному развитию.
Творческая деятельность — это процесс создания чего-то нового, уникального, основанного на индивидуальном подходе и воображении ученика. На уроках изобразительного искусства творческая деятельность проявляется в процессе создания рисунков, картин, скульптур и других произведений искусства, где каждый ученик может выразить свою индивидуальность и видение.
Рассмотрим основные компоненты творческой деятельности:
- Воображение и фантазия. Творческое мышление требует способности представлять образы, которые выходят за пределы реальной жизни. Воображение играет ключевую роль в создании новых идей и художественных решений.
- Индивидуальный подход. Каждый ребёнок обладает уникальным взглядом на мир и на процесс создания произведений искусства. Важно поддерживать и развивать эту индивидуальность, позволяя ученикам находить собственные способы выражения своих идей.
- Освоение техники и материалов. Для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, ученики должны овладеть основными художественными техниками и научиться работать с различными материалами. Знание основ композиции, цвета и перспективы позволяет детям создавать более выразительные и осмысленные работы.
- Креативное мышление. Способность видеть нестандартные решения, комбинировать неожиданные элементы, находить оригинальные подходы к художественным задачам — это одна из ключевых характеристик творческой личности.
Выделим методы формирования творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
1. Создание условий, при которых учащиеся могут свободно выбирать темы для своих работ, экспериментировать с материалами и техниками, является одним из эффективных методов формирования творческой активности. Учитель даёт минимальные ограничения, позволяя ученикам реализовывать свои замыслы и идеи. Такой подход помогает детям развить уверенность в своих силах и научиться самостоятельно принимать решения.
2. Проектная деятельность позволяет учащимся осознанно и последовательно подходить к созданию произведений искусства. Проект может быть индивидуальным или коллективным, при этом ученики проходят все этапы от замысла до реализации. Важным элементом является обсуждение результатов, что помогает развивать критическое мышление и умение анализировать как свои работы, так и работы одноклассников.
3. Метод проблемного обучения ставит перед учащимися творческие задачи, решение которых требует аналитического и креативного подхода. Ученикам предлагается решить художественную задачу: например, как изобразить абстрактное понятие (радость, грусть) или как передать движение в картине. Это помогает развивать способности к креативному поиску и самостоятельному решению творческих задач.
4. Межпредметные связи способствуют более глубокому пониманию художественного процесса. Например, создание иллюстраций к литературным произведениям или использование исторических сюжетов для создания художественных работ позволяет учащимся осознавать связь между искусством и другими областями знаний, а также углубляет их понимание культурных и исторических контекстов.
5. После завершения творческих заданий важно уделить внимание обсуждению результатов. Ученики могут представлять свои работы, объяснять замысел и технику исполнения. Обратная связь от учителя и одноклассников помогает развивать у учащихся способность анализировать свои работы и получать ценные комментарии для дальнейшего роста.
Учитель играет ключевую роль в формировании творческой активности у учащихся. Он не только обучает основам изобразительного искусства, но и создаёт атмосферу, в которой дети могут свободно выражать свои мысли и чувства через творчество. Важно предоставлять ученикам разнообразные задания, которые будут стимулировать их к поиску новых решений и идей. Учитель должен поощрять эксперименты и нестандартные подходы, помогать преодолевать страх перед ошибками и создавать условия, при которых каждый ученик будет чувствовать себя уверенно в своих творческих способностях.
В заключение следует отметить, что формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства является важным элементом воспитания креативной личности. Применение таких методов, как свободная творческая работа, проектная деятельность, проблемное обучение и межпредметная интеграция, способствует развитию у учащихся воображения, самостоятельности и способности к анализу. Учитель, выступающий в роли наставника и проводника в мир искусства, играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика. Таким образом, уроки изобразительного искусства становятся не только средством развития художественных навыков, но и платформой для формирования творческой личности.
Список литературы
Григорьева, Е. С. (2021). Проектная деятельность как средство развития творческого мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства. Педагогическое мастерство, 9(3), 30-36.
Захарова, Л. В. (2020). Методы формирования творческой активности у младших школьников через художественное творчество. Начальная школа: теория и практика, 8(2), 25-29.
Козлова, А. В. (2022). Проблемное обучение как средство развития художественной культуры у учащихся. Педагогика искусства, 11(1), 44-50.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат