Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль предметно-развивающей среды в системе ДОУ. Работа №72067

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль предметно-развивающей среды в системе ДОУ
Работа:

РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОУ

 

Сперанская Екатерина Владимировна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №284" г. Нижний Новгород

 

Аннотация. В статье рассматривается роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описаны основные принципы организации развивающей среды, её влияние на познавательную, эмоциональную и социальную активность детей. Особое внимание уделено созданию условий, которые способствуют развитию самостоятельности, творческих и когнитивных способностей дошкольников.

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, дошкольное образование, ДОУ, познавательная активность, развитие ребёнка, самостоятельность, творческое развитие.

 

Предметно-развивающая среда играет важную роль в системе дошкольного образования, так как именно через взаимодействие с окружающей средой ребёнок активно познаёт мир, развивает свои способности и навыки. Среда, в которой воспитываются и обучаются дошкольники, должна быть специально организована таким образом, чтобы она стимулировала детей к самостоятельной деятельности, творчеству и исследованию. Правильно организованная предметно-развивающая среда становится инструментом, с помощью которого педагоги могут эффективно воздействовать на развитие познавательных, социальных и эмоциональных качеств ребёнка.

Одним из ключевых принципов организации развивающей среды в ДОУ является доступность и вариативность. Важно, чтобы все элементы среды — игрушки, материалы, книги и оборудование — были доступны для детей и мотивировали их к активному использованию. Например, различные тематические уголки, такие как "Уголок природы", "Конструкторский уголок", "Уголок чтения", позволяют детям выбирать занятия в соответствии с их интересами и индивидуальными предпочтениями. Доступность материалов помогает развивать у детей самостоятельность, когда они могут самостоятельно выбирать и использовать предметы в своей деятельности без помощи взрослого.

Важную роль в создании развивающей среды играет её насыщенность и многофункциональность. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы оно предлагало детям разнообразные возможности для игры, творчества и познавательной деятельности. Например, многофункциональные игрушки и материалы, которые можно использовать по-разному, позволяют детям проявлять воображение и креативность, экспериментировать и находить новые способы взаимодействия с предметами. Это стимулирует когнитивное развитие, формирует гибкость мышления и способность к поиску решений.

Социальное развитие детей также поддерживается предметно-развивающей средой через организацию групповых и индивидуальных зон. Важно, чтобы в пространстве ДОУ были зоны для совместной игры и взаимодействия, где дети могут учиться сотрудничать, договариваться и решать задачи вместе. Например, можно организовать коллективные игры с использованием конструктора или материалов для ролевых игр, что помогает детям развивать навыки общения, учиться работать в команде и понимать других. Одновременно с этим наличие тихих уголков для уединения и индивидуальной деятельности помогает детям сосредоточиться, развивать концентрацию и заниматься своими интересами в спокойной обстановке.

Кроме того, предметно-развивающая среда способствует развитию творческих способностей дошкольников. Для этого в среде необходимо предусмотреть различные материалы для художественного творчества: краски, карандаши, пластилин, бумагу и другие материалы. Свобода в выборе материалов и инструментов позволяет детям проявлять свою фантазию, экспериментировать с цветами, формами и текстурами. Важно, чтобы творчество воспринималось детьми как свободная и радостная деятельность, которая не ограничена жёсткими рамками, а поощряет любые проявления индивидуальности и воображения.

Предметно-развивающая среда также играет важную роль в развитии познавательной активности детей. Исследовательские зоны, где дети могут проводить эксперименты, наблюдать за природными явлениями, работать с песком и водой, способствуют развитию у детей интереса к познанию окружающего мира. Например, уголки природы с растениями и животными помогают детям изучать основы биологии, а экспериментальные зоны с магнитами, водой и другими материалами стимулируют их к исследовательской деятельности и развитию критического мышления.

Не менее важным аспектом организации предметно-развивающей среды является её безопасность и эргономичность. Все материалы и предметы должны быть безопасны для использования детьми, а пространство должно быть организовано так, чтобы ребёнок мог свободно перемещаться и заниматься разными видами деятельности. Это помогает детям чувствовать себя комфортно и уверенно, что положительно влияет на их эмоциональное состояние и познавательную активность.

Особое внимание необходимо уделить соответствию среды возрастным особенностям детей. Например, для младших дошкольников среда должна быть насыщена предметами, которые способствуют сенсорному развитию, такими как игрушки с различными текстурами, яркие цвета и простые конструкции. Для старших дошкольников необходимо предусмотреть более сложные материалы для игр и деятельности, которые будут стимулировать их интеллектуальное развитие, например, головоломки, логические игры и задания на развитие мышления.

Таким образом, можно утверждать, что предметно-развивающая среда в ДОУ является важным элементом образовательного процесса, способствующим всестороннему развитию детей. Правильно организованная среда помогает детям проявлять самостоятельность, развивать творческие и когнитивные способности, учиться взаимодействовать с окружающими и исследовать мир. Важно, чтобы предметно-развивающая среда была доступной, многофункциональной, насыщенной и безопасной, что создаст благоприятные условия для успешного развития дошкольников.

 

Список литературы

Бетанова

С.С., Сухова А.А.

П

редметно-развивающая среда в дошкольном образовании

//

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «

StudNet

» №3/2020. - С. 230-239.

Штурнева

, Т. П. Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования / Т. П.

Штурнева

, Д. Н. Ким, Л. И. Токарева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 22-26.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×