Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Работа №72069

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
Работа:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Тушина Татьяна Михайловна, воспитатель

МКДОУ №2 п. Ульяновка

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. Описаны ключевые задачи, стоящие перед воспитателями в процессе обучения, включая формирование фонематического слуха, развитие речевых навыков и освоение звукоуквенного анализа. Также обсуждаются эффективные методы и приемы, способствующие интересу детей к обучению, а также создание речевой среды, способствующей успешному усвоению грамоты.

Ключевые слова: обучение грамоте, старшие дошкольники, фонематический слух, речевые навыки, речевая среда.

 

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста — это важный этап в подготовке к школьному обучению. Этот процесс включает в себя не только знакомство с буквами и звуками, но и развитие фонематического слуха, что является основой для успешного освоения чтения и письма. Важной задачей воспитателя является создание такой образовательной среды, которая будет стимулировать интерес детей к грамоте и обеспечивать их активное участие в процессе обучения.

Одним из ключевых аспектов обучения грамоте является формирование фонематического слуха. Фонематический слух — это способность различать звуки, а также понимать их значение в словах. Дети должны уметь выделять звуки в словах, определять их последовательность и количество, а также различать похожие по звучанию слова. Для развития фонематического слуха воспитатель может использовать различные игры и упражнения, такие как "Слушай и повторяй", "Угадай звук" и "Подбери слово". Эти занятия помогут детям научиться правильно воспринимать звуки и слова, что является основой для дальнейшего обучения.

Следующим важным шагом в обучении грамоте является развитие речевых навыков. Важно, чтобы дети могли не только слышать и различать звуки, но и правильно их произносить. Для этого необходимо регулярно проводить артикуляционные упражнения, которые помогут детям научиться правильно формировать звуки. Воспитатель может использовать различные игры на звукопроизношение, например, игры с рифмами или синонимами. Также полезны упражнения на составление слов из звуков, что способствует развитию аналитических способностей ребенка и формированию умения работать со звуковой структурой слова.

Обучение грамоте включает и звуко-буквенный анализ. Дети должны научиться связывать звуки с буквами и понимать, что каждая буква соответствует определенному звуку. Важно, чтобы воспитатель вводил буквы постепенно, начиная с тех, которые наиболее часто встречаются в речи детей. Использование красочных карточек, буквенных настольных игр и других наглядных материалов поможет детям запомнить буквы и их звуковые соответствия. Важным элементом является также работа с буквами в различных контекстах: в словах, предложениях и текстах. Воспитатель может предлагать детям находить буквы в книгах, играх и на предметах окружающего мира, что способствует закреплению знаний о буквах.

Ключевую роль в обучении грамоте играет создание речевой среды. Дети должны постоянно слышать и использовать речь в своей деятельности. Воспитатель может организовать различные виды речевой активности: чтение книг, обсуждение прочитанного, составление рассказов на основе иллюстраций. Обсуждение сюжета, персонажей и событий книги способствует развитию связной речи и расширению словарного запаса детей. Это не только укрепляет их интерес к чтению, но и развивает критическое мышление, позволяя детям анализировать и делать выводы.

Совместная работа с родителями также является важным аспектом обучения грамоте. Воспитатель может рекомендовать родителям проводить совместные занятия с детьми, читать книги, обсуждать прочитанное, заниматься играми на развитие фонематического слуха. Важно, чтобы родители понимали, как они могут поддерживать и развивать речевые навыки своих детей дома. Проводя регулярные встречи и семинары, воспитатель может делиться опытом и методами, которые помогут родителям быть активными участниками процесса обучения грамоте.

Для успешного обучения грамоте важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут овладевать навыками быстрее, чем другие, и воспитателю необходимо быть чутким к этому. Индивидуальный подход позволит выделить сильные и слабые стороны ребенка, на основе которых можно строить дальнейшую работу. Важно создать атмосферу поддержки и поощрения, где дети будут чувствовать себя комфортно, обучаясь и экспериментируя с речью.

В заключение, обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста — это многофакторный процесс, требующий комплексного подхода и активного участия воспитателей и родителей. Формирование фонематического слуха, развитие речевых навыков и освоение буквенно-звуковой аналитики являются основополагающими для успешной подготовки детей к школе. Создание речевой среды и индивидуальный подход к каждому ребенку помогут сделать обучение интересным и эффективным, что позволит детям с уверенностью вступить в новую, школьную жизнь.

 

Список литературы

 

Александрова С. Е. Наглядно-дидактические пособия для обучения грамоте детей 6-7 лет / С. Е. Александрова. -

Текст :

непосредственный // Логопед. - 2017. - № 9. - С. 62-67

.

Дмитриева О.А.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

// Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-k-obucheniyu-gramote-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.10.2024).

Ельцова О.М.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Методическое пособие. В 2-х частях. Часть 1 (первый год обучения).

М.: ТЦ Сфера. – 2021. – 112 с.

Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Методическое пособие. В 2-х частях. Часть

2

(второй год обучения)

. М.: ТЦ Сфера. – 2023. – 112 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×