Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Семейные ценности в нравственном воспитании школьников. Работа №72081

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Семейные ценности в нравственном воспитании школьников
Работа:

Семейные ценности в нравственном воспитании школьников

 

Гаврилова Наталья Александровна, воспитатель

ГБОУ «Средняя школа №22 им. Маршала Сергеева г.о. Макеевка» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается роль семейных ценностей в нравственном воспитании школьников. Описаны методы работы воспитателя по формированию у детей уважения, ответственности и заботы о ближних. Приведены примеры игровых и творческих заданий, а также совместных мероприятий, способствующих укреплению семейных ценностей. Особое внимание уделено значимости сотрудничества между семьёй и школой для успешного воспитания детей.

Ключевые слова: семейные ценности, нравственное воспитание, младшие школьники, уважение, ответственность, семейные традиции, воспитатель.

 

Формирование семейных ценностей является одним из важнейших аспектов нравственного воспитания младших школьников. Воспитание нравственности у детей тесно связано с передачей им семейных традиций, принципов уважения, заботы, ответственности и взаимопомощи. Важно понимать, что именно в семье закладываются первичные моральные установки, которые затем становятся основой для развития личностных качеств ребёнка. Однако роль учителей и воспитателей не менее важна, так как именно в школе у детей есть возможность не только усвоить полученные в семье ценности, но и закрепить их, перенести в коллектив и окружающий мир.

Семейные ценности — это совокупность нравственных идеалов, которые определяют отношения между членами семьи и их поведение в обществе. Эти ценности включают уважение к старшим, заботу о близких, умение прощать и поддерживать друг друга, ответственность за свои поступки и взаимное доверие. Младший школьный возраст является тем периодом, когда ребёнок особенно восприимчив к восприятию и усвоению этих ценностей. Воспитатель может помочь детям не только осознать важность семейных традиций, но и перенести их на отношения с одноклассниками, учителями и другими взрослыми.

Одним из основных методов воспитания семейных ценностей в школьной среде является проведение тематических бесед. Воспитатель может регулярно организовывать занятия, где обсуждаются такие темы, как «Моя семья», «Как я помогаю родителям», «Что значит быть ответственным», «Уважение к старшим». На таких занятиях дети могут делиться своими историями, рассказывать о традициях, которые существуют в их семье, а воспитатель, в свою очередь, помогает формировать у них правильное понимание нравственных норм. Например, можно провести беседу о том, как важно помогать родителям по дому, поддерживать младших братьев и сестёр, проявлять заботу о старших поколениях.

Эффективным методом является использование игровых форм воспитания. Дети младшего школьного возраста лучше воспринимают информацию через игру, что позволяет воспитателю не только рассказывать о семейных ценностях, но и помогать детям закрепить их на практике. Например, игра «Семейный круг» помогает детям осознать важность взаимопомощи и поддержки. В рамках игры детям предлагается выполнить коллективное задание, где они, как «члены семьи», должны справляться с бытовыми или жизненными трудностями, такими как помощь пожилым или решение бытовых проблем. Это учит детей видеть, что каждый член семьи важен, и что только совместные усилия могут привести к положительным результатам.

Также воспитатель может использовать творческие задания для закрепления семейных ценностей. Одним из таких примеров может быть создание «Древа семьи», где дети рисуют свою семью, указывают на близких родственников, рассказывают об их значимости и роли в жизни. В процессе выполнения таких заданий дети начинают лучше осознавать свои корни, связи с родственниками, важность поддержки и общения внутри семьи. Подобные творческие проекты помогают школьникам развивать не только художественные навыки, но и эмоциональную связь с семейными традициями.

Одной из задач воспитателя является также укрепление связи между семьёй и школой. Совместные мероприятия с участием родителей способствуют укреплению семейных ценностей. Например, можно организовать семейные вечера, где родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, мастер-классах или творческих проектах. Это может быть вечер, посвящённый семейным традициям, где каждая семья может рассказать о своих обычаях и провести небольшую презентацию. Такое взаимодействие помогает детям видеть, что школа и семья работают вместе для их блага, а родители, вовлечённые в школьные мероприятия, подают положительный пример для своих детей.

Кроме того, важно развивать у детей чувство ответственности за своё поведение, как внутри семьи, так и в обществе. Здесь воспитатель может помочь через организацию ситуаций, требующих принятия решений и осознания последствий своих поступков. Например, можно организовать игру, в которой дети решают, как поступить в тех или иных ситуациях, связанных с семейными ценностями: «Что ты сделаешь, если кто-то в семье заболел?» или «Как ты можешь помочь родителям по дому?» Такие задания помогают детям не только задуматься о правильных моделях поведения, но и почувствовать ответственность за свои действия.

Немаловажной задачей является формирование у детей уважения к старшим поколениям, к их опыту и мудрости. В этом воспитатель также может сыграть ключевую роль, проводя беседы о значимости общения с бабушками и дедушками, об их жизненном опыте и о том, как важно сохранять память о семье. Например, можно организовать конкурс «Письмо бабушке или дедушке», где дети пишут письма своим старшим родственникам, выражая им благодарность и рассказывая о своей жизни. Это помогает укрепить межпоколенческие связи, развивает у детей чувство признательности и уважения к старшим.

В целом, нравственное воспитание школьников невозможно без прочной основы семейных ценностей. Важно, чтобы дети понимали, что семья — это не только место, где они живут, но и важнейший институт, определяющий их будущее поведение и отношения с окружающими. Воспитатель играет важную роль в формировании этих ценностей, помогая детям осознать их значимость и закрепить через взаимодействие с коллективом.

Таким образом, семейные ценности, такие как уважение, ответственность, забота о ближних, взаимопомощь и поддержка, являются неотъемлемой частью нравственного воспитания школьников. Важно, чтобы эти ценности не только передавались в семье, но и закреплялись в школьной среде, где дети могут применять их на практике. Воспитатель, используя различные методы, такие как беседы, игры, творческие задания и совместные мероприятия, помогает детям усваивать и развивать эти нравственные установки. В результате дети учатся не только быть частью семьи, но и осознавать свою роль в обществе, становясь ответственными и добрыми людьми.

 

 

Список литературы

Абдуразакова Д.М., Ибрагимова З.Н. Семья и школа как факторы социализации детей младшего школьного возраста // МНКО. 2017.

№5 (66).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-kak-faktory-sotsializatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Алексеев

Р.А.

, Потапова

А.Б.

, Рыжов

В.В.

Семья в системе воспитания ценностных ориентаций и социализации личности // КПЖ. 2016.

№1 (114).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-sisteme-vospitaniya-tsennostnyh-orientatsiy-i-sotsializatsii-lichnosti

Хадикова

И.М.

Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде // БГЖ. 2019.

№3 (28).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-shkolnikov-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede

Ховалыг Н.Н.

Э

тнопедагогические

семейные ценности в духовно-нравственном воспитании младших школьников // МНКО. 2020. №5 (84).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskie-semeynye-tsennosti-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov

Юлдашов

, С. И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы / С. И.

Юлдашов

, Д. А. Уста-Азизова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 289-290. — URL:

https://moluch.ru/archive/72/12315/

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×