Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные подходы к изучению литературы в старших классах: от анализа текста к эмоциональной вовлеченности. Работа №72112

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные подходы к изучению литературы в старших классах: от анализа текста к эмоциональной вовлеченности
Работа:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ: ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ

 

Кащеева Анна Константиновна, учитель

МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" гайкоп

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к изучению литературы в старших классах, акцентирующие внимание на эмоциональной вовлечённости учащихся в процесс анализа литературных произведений. Описаны методы, способствующие развитию критического мышления и глубокого эмоционального отклика на текст.

Ключевые слова: изучение литературы, старшие классы, эмоциональная вовлечённость, критическое мышление, анализ текста, методика преподавания.

 

Изучение литературы в старших классах требует не только усвоения содержания произведений, но и глубокого осмысления прочитанного, а также развития у школьников умения анализировать тексты с разных точек зрения. Современные подходы к преподаванию литературы делают акцент не только на формальном анализе произведений, но и на эмоциональной вовлечённости учащихся, что способствует более полному восприятию литературных текстов и их глубинного смысла. Важно не просто научить школьников видеть авторские приёмы и стилистические особенности, но и вызывать у них эмоциональный отклик, который позволит связать литературные темы с личными переживаниями и опытом.

Один из наиболее эффективных подходов — это метод проблемного обучения, который способствует развитию критического мышления и эмоционального включения в анализ текста. Этот метод предполагает постановку вопросов и проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельного поиска решений. Например, при изучении произведений классической литературы учитель может предложить школьникам обсудить внутренние конфликты персонажей, сделать прогнозы их дальнейшего поведения или представить, как бы они сами поступили на месте героев. Такой подход не только вовлекает учащихся в обсуждение, но и способствует их более глубокому осмыслению содержания произведений и эмоциональной реакции на текст.

Ещё один важный подход — использование личностно-ориентированного обучения, которое помогает школьникам видеть в литературных произведениях отражение собственных переживаний и мировоззрения. Этот метод позволяет учащимся проводить параллели между событиями в произведениях и своим личным опытом, что делает литературу более близкой и понятной. Эмоциональная вовлечённость здесь достигается через обсуждение вопросов, связанных с личными моральными и этическими дилеммами, а также через создание проектов, которые помогают раскрыть своё отношение к прочитанным произведениям. Например, можно предложить учащимся подготовить творческую работу на тему: "Какие мысли и чувства вызвал у вас поступок главного героя?"

Не менее важную роль в развитии эмоциональной вовлечённости играет метод диалогического обучения. В ходе обсуждения литературных произведений на уроках литературы учитель может организовывать открытые дискуссии, где школьники могут выражать свои мнения, делиться эмоциями и обсуждать взгляды на те или иные аспекты текста. Диалоги между учащимися способствуют тому, что они учатся видеть разные точки зрения на произведения, развивают навык аргументации и критического мышления. Этот подход помогает школьникам не только осознать, что литература — это не набор сухих фактов, а живая материя, в которой каждый может найти что-то своё, но и почувствовать эмоциональную связь с произведением.

Кроме того, важным элементом современных подходов является интерактивное обучение с использованием цифровых технологий. Применение различных мультимедийных ресурсов, таких как экранизации произведений, аудиокниги или интерактивные презентации, способствует более глубокой эмоциональной вовлечённости учащихся. Использование современных технологий на уроках литературы помогает школьникам воспринять текст не только как набор символов, но и как живую историю, которая может быть представлена через разные виды искусства. Это расширяет границы традиционного анализа текста и позволяет школьникам погружаться в атмосферу произведения на более глубоком уровне.

Эмоциональная вовлечённость также достигается через использование творческих заданий, которые помогают школьникам выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного. Такие задания, как написание эссе, создание креативных проектов или инсценировка отдельных эпизодов произведений, позволяют учащимся взаимодействовать с литературными текстами на уровне собственных эмоций и впечатлений. Это помогает им не только лучше понять содержание произведений, но и развить личное отношение к литературе.

В итоге можно отметить, что современные подходы к изучению литературы в старших классах всё больше ориентируются на развитие эмоциональной вовлечённости учащихся в процесс анализа текста. Использование методов проблемного, диалогического и личностно-ориентированного обучения, а также применение цифровых технологий и творческих заданий позволяет школьникам не только лучше понимать литературные произведения, но и находить в них эмоциональный отклик, что делает процесс обучения более интересным и глубоким.

 

 

Список литературы

1. Батина В. А. Особенности изучения литературы в старших классах через диалог // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 10–11.

2. Букарева, Н. Ю. Изучение современной литературы как способ повышения интереса старшеклассников к классике [Текст] / Н. Ю. Букарева // Литература в школе. - 2017. - № 6. - С. 38-40.

3. Пожилов Р.В., Горин И.В. Современные подходы к анализу литературных произведений // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 03 (20). 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×