Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы формирования экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира. Работа №72114

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы формирования экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира
Работа:
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Никитенко Наталья Васильевна, учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР Луганская специализированная школа №54 имени А. Еременко
Аннотация: Формирование экологического сознания у младших школьников становится важной задачей современного образования. Данная статья исследует методы, которые могут быть использованы на уроках окружающего мира для развития у детей осознанного отношения к природе и окружающей среде. Рассматриваются практические подходы, такие как проектная деятельность, использование дидактических игр, экскурсии и интеграция мультимедийных материалов. Приводятся примеры реализации этих методов на практике и их влияние на развитие экологического сознания у детей. Основное внимание уделяется созданию мотивирующей и увлекательной образовательной среды, способствующей осмысленному восприятию экологических проблем и активному участию детей в их решении.
Ключевые слова: экологическое сознание, младшие школьники, уроки окружающего мира, методы, проектная деятельность, дидактические игры, экскурсии.
Формирование экологического сознания у младших школьников — это неотъемлемая часть образовательного процесса, нацеленного на воспитание ответственного отношения к природе и окружающей среде. В условиях быстро меняющегося мира, где экологические проблемы становятся всё более актуальными, задача образовательных учреждений заключается в том, чтобы подготовить новое поколение, способное осознанно подходить к вопросам экологии и принимать активное участие в их решении. Уроки окружающего мира предоставляют уникальную возможность для реализации этой задачи, и в этой статье будут рассмотрены различные методы, которые помогут учителям развивать у детей экологическое сознание.
Одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность. Проекты, связанные с экологией, позволяют детям не только изучать теорию, но и применять знания на практике. Например, ученики могут организовать проект по изучению местной флоры и фауны, проводить исследования в школьном саду или парке, а затем презентовать результаты своей работы. Этот подход не только развивает у детей навыки самостоятельной работы и критического мышления, но и формирует интерес к природе и окружающему миру. В процессе выполнения проектов дети учатся наблюдать, анализировать и делать выводы, что является основой экологического сознания.
Еще одним эффективным методом является использование дидактических игр. Игры, направленные на изучение экологии, могут сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для детей. Например, игра Экологическая эстафета может включать задания на знание редких видов растений и животных, способы их защиты и охраны. В ходе игры дети работают в командах, что способствует развитию социальных навыков и умения работать в коллективе. Игровая форма обучения позволяет детям запомнить информацию более эффективно и формирует позитивное отношение к экологии.
Экскурсии играют важную роль в формировании экологического сознания. Выездные занятия на природу, в заповедники, парки или экологические центры помогают детям увидеть проблемы экологии своими глазами. Например, экскурсия в лес может быть использована для изучения экосистемы, где ученики смогут наблюдать за животными и растениями в естественной среде. Во время экскурсии учитель может задавать вопросы, побуждающие детей размышлять о взаимосвязях в природе и необходимости её сохранения. Такие выезды способствуют развитию у детей эмпатии и осознания важности защиты окружающей среды.
Интеграция мультимедийных материалов в уроки окружающего мира способствует формированию экологического сознания. Использование документальных фильмов, презентаций и интерактивных приложений позволяет детям увидеть реальные примеры экологических проблем и успешных решений. Например, показ фильма о загрязнении океанов может стать толчком для обсуждения о важности защиты водных ресурсов и может вдохновить детей на участие в акциях по очистке пляжей. Мультимедийные материалы делают уроки более живыми и динамичными, привлекают внимание детей и стимулируют их интерес к изучаемой теме.
Важным аспектом является создание увлекательной и мотивирующей образовательной среды. Учителю необходимо формировать атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя свободно, задавая вопросы и делясь своими мыслями. Регулярные обсуждения экологических тем, проведение круглых столов и совместные действия по охране природы могут значительно повысить вовлеченность учащихся. Например, организация дня защиты природы, где дети могут представить свои идеи по охране окружающей среды, развивает у них лидерские качества и стимулирует активное участие в обсуждении проблем экологии.
Также стоит обратить внимание на использование методов проблемного обучения. В ходе уроков учитель может предлагать детям реальные экологические проблемы, которые требуют анализа и поиска решений. Например, можно рассмотреть проблему загрязнения воздуха в их городе и предложить учащимся разработать план действий для улучшения ситуации. Такой подход развивает критическое мышление, учит детей работать в команде и принимать ответственность за свои действия.
Не менее важным является вовлечение родителей и местного сообщества в экологические инициативы школы. Создание совместных проектов, участие в акциях по озеленению, организация субботников и очистки территории от мусора могут объединить усилия учащихся, родителей и педагогов. Это не только способствует решению конкретных проблем, но и формирует у детей понимание того, что забота о природе — это общая ответственность.
Таким образом, формирование экологического сознания у младших школьников требует системного подхода и использования разнообразных методов. Проектная деятельность, дидактические игры, экскурсии, мультимедийные материалы и активное вовлечение родителей создают условия для всестороннего развития экологического сознания. Уроки окружающего мира становятся важной платформой для формирования у детей ответственного отношения к природе, что, в свою очередь, способствует созданию более устойчивого и заботливого общества. Учителя начальных классов играют ключевую роль в этом процессе, создавая мотивирующую и увлекательную образовательную среду, в которой дети могут расти как ответственные граждане, готовые заботиться о нашей планете. Формируя экологическое сознание у младших школьников, мы закладываем основы для формирования более ответственного и сознательного поколения, способного справляться с вызовами современности и защищать природу для будущих поколений.
Список литературы
Борисюк М.В., Каморникова С.В. Педагогическая технология формирования экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya-ekologicheskogo-soznaniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira
Зайцева С.А., Рыжечкина Л.И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-sredstvami-uchebnyh-proektov
Насибуллина Э.Р. Приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах // Kant. 2018. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-usloviya-ee-realizatsii-v-nachalnyh-klassah
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×