СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Мостовая Ксения Сергеевна, учитель
МАОУ "Школа N115" г. Ростов-на-Дону
Аннотация. В данной статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Обсуждаются ключевые аспекты функциональной грамотности, её компоненты и значимость для всестороннего развития учащихся. Представлены методы и технологии, способствующие активизации учебного процесса, а также примеры практических заданий и проектов. Особое внимание уделяется интеграции различных видов деятельности и использованию цифровых ресурсов. Статья предназначена для учителей начальных классов и может служить практическим пособием для повышения эффективности обучения.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, русский язык, современные подходы, методы обучения, цифровые технологии.
Функциональная грамотность является одной из важнейших составляющих общего образования и включает в себя умение не только читать и писать, но и понимать, интерпретировать и применять информацию в различных жизненных ситуациях. В условиях современного мира, где информация становится основным ресурсом, формирование функциональной грамотности у младших школьников приобретает особую значимость. В данной статье рассматриваются современные подходы к обучению, которые помогают развивать функциональную грамотность учащихся на уроках русского языка.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать свои знания и навыки в различных жизненных ситуациях, анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения. Это понятие охватывает несколько аспектов:
- Читательская грамотность: умение понимать и интерпретировать текст.
- Писательская грамотность: способность выражать свои мысли и идеи письменно.
- Коммуникативная грамотность: умение эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими.
Формирование функциональной грамотности является важным условием успешной социализации и дальнейшего обучения. Умение работать с информацией помогает младшим школьникам лучше осваивать учебный материал, критически мыслить и принимать осознанные решения.
Современные подходы к формированию функциональной грамотности
1. Интеграция учебных предметов
Интеграция различных учебных предметов способствует более глубокому усвоению материала и развитию функциональной грамотности. На уроках русского языка можно использовать элементы других предметов, например, литературы, искусства, математики.
Примеры интеграции
- Литературные чтения: анализ произведений с точки зрения их содержания и структуры, работа с текстами.
- Проекты по окружающему миру: создание буклетов или презентаций на основе собранной информации.
2. Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет учащимся углубленно изучать темы, развивать критическое мышление и творческий подход. Это помогает применять знания на практике и формировать функциональную грамотность.
Примеры проектной деятельности
- Создание литературных альбомов: учащиеся исследуют творчество писателя и оформляют свои находки в виде альбома.
- Проекты по экологии: изучение экосистемы своего района с последующим оформлением отчетов и презентаций.
3. Использование цифровых технологий
Цифровые технологии открывают новые возможности для формирования функциональной грамотности. Они делают процесс обучения более интерактивным и доступным.
Примеры использования технологий
- Интерактивные платформы: использование онлайн-ресурсов для чтения и анализа текстов, выполнение заданий и тестов.
- Создание мультимедийных проектов: использование программ для создания видеороликов или презентаций, что помогает развивать креативность и навыки работы с информацией.
Методы и приемы формирования функциональной грамотности
1. Активные методы обучения
Активные методы обучения способствуют вовлечению учащихся в процесс, что повышает интерес к изучению русского языка и формированию функциональной грамотности.
Примеры активных методов
- Дискуссии и дебаты: обсуждение прочитанных текстов, формирование аргументированной точки зрения.
- Ролевые игры: моделирование ситуаций, требующих применения грамотности в общении.
2. Работа с текстами
Работа с текстами разных жанров и стилей помогает развивать читательскую грамотность и критическое мышление.
Примеры работы с текстами
- Анализ газетных статей: учащиеся учатся выявлять основную мысль, аргументы и делать выводы.
- Составление резюме: умение кратко изложить содержание текста.
Оценка и обратная связь
1. Формирующее оценивание
Формирующее оценивание помогает отслеживать прогресс учащихся и корректировать учебный процесс. Это может быть как самооценка, так и оценка со стороны учителя.
Способы формирующего оценивания
- Проверка знаний в формате мини-тестов: короткие тесты на понимание прочитанного и усвоение новых слов.
- Обсуждение успехов: регулярные беседы о том, что удалось, а что требует дополнительного внимания.
2. Обратная связь
Обратная связь играет важную роль в формировании функциональной грамотности. Она помогает учащимся понять, в чем они преуспевают и что нужно улучшить.
Способы предоставления обратной связи
- Индивидуальные беседы: обсуждение достижений и трудностей каждого ученика.
- Групповые обсуждения: анализ результатов работы группы, обмен мнениями.
Практические рекомендации для учителей
1. Постепенность обучения
Важно вводить новый материал постепенно, начиная с простых заданий и переходя к более сложным. Это поможет детям не терять уверенность и уверенно двигаться вперед.
2. Разнообразие методов
Комбинирование различных методов обучения позволяет сделать занятия более динамичными и интересными. Учитель может использовать игровые, проектные и активные методы в одном уроке.
3. Вовлечение родителей
Вовлечение родителей в процесс обучения может значительно повысить его эффективность. Учитель может рекомендовать родителям игры и задания, которые они могут выполнять дома с детьми.
В заключение можно отметить, что формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка — это важная задача, требующая современного подхода и использования разнообразных методов обучения. Интеграция различных учебных предметов, проектная деятельность, использование цифровых технологий и активные методы обучения помогают сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным. Успешное формирование функциональной грамотности — это залог успешной социализации и дальнейшего обучения учащихся.
Список литературы
1.Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., Перераб и доп. М.: Национальный книжный центр, 2014.
2. Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3.Эпова, О. Л. Развитие исследовательской активности младших школьников на уроке русского языка / О. Л. Эпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 631-633.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат