Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе. Работа №72128

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе
Работа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кучеренко Елена Николаевна, учитель начальных классов
ГБОУ Средняя школа №8 имени В.С. Бойко Г.О. Мариуполь" ДНР
Аннотация: В данной статье рассматривается применение элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе. Обсуждаются основные принципы проблемного обучения, его преимущества и способы внедрения в образовательный процесс. Приводятся примеры задач, способствующих развитию критического мышления и творческих способностей у детей. Также рассматривается роль учителя в организации проблемной среды и формирования у учеников интереса к математике.
Ключевые слова: проблемное обучение, математика, начальная школа, критическое мышление, творческие способности, учебная деятельность.
Проблемное обучение является одним из самых эффективных методов, используемых в начальной школе для формирования у детей навыков критического мышления и творческого подхода к решению задач. Особенно это актуально на уроках математики, где детям не только необходимо усвоить теоретические знания, но и научиться применять их в практических ситуациях. Элементы проблемного обучения помогают детям не просто запоминать правила и формулы, но и понимать суть математических понятий, что значительно улучшает качество усвоения материала.
Основной принцип проблемного обучения заключается в создании условий, при которых учащиеся сталкиваются с ситуациями, требующими активного поиска решений. Вместо традиционного изложения материала учитель предлагает детям задачи, которые они должны решить самостоятельно или в группе. Такой подход способствует развитию исследовательских навыков и повышает мотивацию учащихся. Например, вместо того чтобы просто объяснять, как складывать и вычитать, учитель может предложить детям решить проблему: "В магазине было 15 яблок, и 7 из них продали. Сколько яблок осталось?" Дети могут обсудить задачу, найти различные способы её решения и прийти к единому ответу.
Проблемное обучение позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждому ребенку предоставляется возможность выбрать свой путь решения задачи. Учитель может предложить несколько методов решения: использовать рисунки, модели, числовые выражения или даже рассказать историю, связанную с задачей. Это позволяет каждому ребенку проявить свои сильные стороны и найти наиболее комфортный для себя способ обучения. Например, один ученик может предпочесть визуальное представление задачи, тогда как другой найдет решение в устной беседе с одноклассниками.
Одним из преимуществ проблемного обучения является его междисциплинарный характер. Математические задачи можно интегрировать с другими предметами, такими как окружающий мир или искусство. Например, на уроке математики можно обсудить, как геометрические фигуры используются в архитектуре, и предложить детям создать модель здания, используя определенные геометрические формы. Такой подход делает обучение более увлекательным и позволяет детям видеть практическое применение математических знаний в реальной жизни.
Учитель, использующий элементы проблемного обучения, становится не только источником информации, но и наставником, который направляет детей в процессе поиска решения. Важно, чтобы педагог умел задавать правильные вопросы, которые побуждают учащихся думать. Например, вместо того чтобы сразу предложить решение, учитель может спросить: "Как вы думаете, какие шаги нужно предпринять, чтобы решить эту задачу?" Это позволяет детям не только размышлять, но и развивать навыки совместной работы, когда они могут обсуждать свои идеи и подходы с одноклассниками.
Применение проблемного обучения на уроках математики помогает детям развивать настойчивость и уверенность в своих силах. В процессе поиска решения учащиеся сталкиваются с трудностями, и это естественно. Учитель должен создать поддерживающую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя в безопасности и смогут экспериментировать. Например, если ученики не могут решить задачу, педагог может предложить им попробовать разные подходы и не бояться ошибаться. Это позволяет развивать у детей устойчивость к неудачам и учит их преодолевать трудности.
Проблемное обучение может быть внедрено в различные формы учебной деятельности. Учитель может организовать групповые проекты, в которых учащиеся работают над решением общей задачи. Например, они могут исследовать, сколько воды нужно для полива школы в течение недели, и составить график. Это не только развивает математические навыки, но и учит работать в команде, делиться мнениями и аргументировать свои решения.
Ключевым моментом в организации проблемного обучения является правильная формулировка задач. Задачи должны быть не только интересными, но и соответствовать уровню подготовки учащихся. Учитель должен уметь варьировать сложность задач в зависимости от групповых и индивидуальных особенностей класса. Например, одна и та же задача может быть представлена в разных формах: для более слабых учеников задача может быть упрощена, а для более сильных — усложнена путем добавления дополнительных условий или элементов.
Роль обратной связи в процессе проблемного обучения также невозможно переоценить. Учитель должен регулярно оценивать прогресс учащихся, предоставлять конструктивные комментарии и поддерживать их в стремлении к успеху. Обсуждение результатов работы в классе позволяет детям осознать, что их усилия ценятся, и дает возможность увидеть, как они могут улучшить свои навыки. Например, после выполнения проектной работы по решению задачи, учитель может провести рефлексию, где каждый ребенок расскажет, с чем он столкнулся, что ему удалось сделать и какие выводы он сделал.
Кроме того, использование технологий в проблемном обучении может значительно обогатить процесс. Современные образовательные ресурсы, такие как интерактивные программы и приложения, могут помочь детям визуализировать математические задачи и находить решения более наглядно. Например, использование геометрического программного обеспечения позволяет детям работать с формами и пространственными фигурами, что способствует лучшему пониманию материала. Также можно использовать онлайн-платформы для проведения опросов или обсуждений, что способствует вовлечению всех учеников в процесс.
Применение проблемного обучения на уроках математики в начальной школе имеет долгосрочные преимущества. Учащиеся не только осваивают математические концепции, но и развивают навыки, которые пригодятся им в будущем: критическое мышление, креативность, способность работать в команде и умение решать проблемы. Эти навыки являются важными не только для изучения математики, но и для успешной адаптации в современном мире.
В заключение, использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе открывает новые горизонты для учеников и педагогов. Этот подход позволяет сделать обучение более увлекательным и эффективным, способствует развитию важных жизненных навыков и формирует у детей интерес к математике. Проблемное обучение помогает создать активную и поддерживающую учебную среду, в которой каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал и уверенно двигаться к новым знаниям. Педагоги, использующие элементы проблемного обучения, становятся проводниками в мир математики, помогая детям не только осваивать знания, но и учиться применять их в жизни.
Список литературы
Горев П.М., Рычкова О.В. Открытые задачи как стимульный материал развивающего эффекта креативного урока математики // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytye-zadachi-kak-stimulnyy-material-razvivayuschego-effekta-kreativnogo-uroka-matematiki
Джиоева А.Р., Джиоева Г.Х. О реализации проблемного обучения в начальной школе // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-realizatsii-problemnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole
Меджидова А.А. Технологии применения проблемного подхода в процессе обучения математике в начальных классах // Наука и школа. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-primeneniya-problemnogo-podhoda-v-protsesse-obucheniya-matematike-v-nachalnyh-klassah
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×