Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. Работа №72129

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Работа:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Байбородова Светлана Владимировна,

учитель МБОУ "СОШ № 1" г. Емвы

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы через практику чтения и письма. Подчеркивается, что систематическая работа с текстами и развитие письменной речи способствует формированию у школьников навыков анализа, аргументации и самостоятельного мышления. Приводятся примеры приемов и заданий, которые могут быть использованы учителем для стимулирования критического осмысления прочитанного материала и самостоятельного выражения мыслей. Описаны преимущества использования критического подхода к текстам и написанию сочинений в образовательном процессе.

Ключевые слова: критическое мышление, чтение, письмо, русский язык, литература, анализ текста, аргументация, сочинение.

 

Современное общество требует от человека не только глубоких знаний в различных областях, но и способности критически осмысливать информацию, анализировать различные точки зрения и аргументировать свои суждения. Именно поэтому развитие критического мышления становится одной из важнейших задач школьного образования. Уроки русского языка и литературы предоставляют уникальные возможности для формирования у учащихся этих навыков через работу с текстами и письменные задания.

Чтение и письмо как учебные действия не только обогащают словарный запас и развивают грамотность, но и учат школьников размышлять над прочитанным, анализировать авторские идеи и выражать собственные мысли. Формирование критического мышления через чтение и письмо помогает ученикам стать более уверенными в своем мнении, научиться воспринимать и критически оценивать информацию, а также аргументировать свои выводы на основе фактов и логики.

Чтение является основой для развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Важно, чтобы учащиеся не только воспринимали информацию, но и умели её анализировать, задаваться вопросами и размышлять над смыслом прочитанного. Это можно достигать через различные подходы к чтению и анализу текста.

1. Анализ текста с элементами критического осмысления. После прочтения произведения учащимся необходимо задавать вопросы, которые помогут им глубже понять смысл текста и позицию автора. Например:

- Какова главная идея произведения?

- Какие аргументы использует автор для выражения своей точки зрения?

- В чем можно усомниться или что можно дополнить в позиции автора?

Эти вопросы учат школьников не просто механически воспринимать информацию, но и критически оценивать её, искать подтексты и делать выводы.

2. Чтение с предвосхищением. Учитель может предложить ученикам предсказать развитие событий в произведении на основе прочитанных отрывков. Этот прием помогает развивать умение анализировать информацию, делать выводы и проверять правильность своих предположений в дальнейшем.

3. Сравнительный анализ. Учащимся предлагается сравнивать различные произведения или тексты одного автора, выявлять общие и отличные черты, сравнивать идеи, подходы к описанию героев или ситуаций. Такой вид работы развивает у школьников аналитические способности и учит критически оценивать различные точки зрения.

4. Дискуссия на основе прочитанного текста. Обсуждение произведений в классе является важной частью процесса обучения. Учитель может организовать дискуссии по ключевым вопросам произведения, где каждый ученик сможет высказать свое мнение, опираясь на текст. Важно, чтобы учащиеся умели обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы и при необходимости контраргументы.

Письмо — это не только средство проверки знаний, но и мощный инструмент для формирования критического мышления. В процессе написания сочинений, эссе и других письменных работ школьники учатся формулировать свои мысли, анализировать информацию и строить логические цепочки аргументов.

1. Написание аргументированных эссе. Эссе является отличным упражнением для развития критического мышления.

Учащимся предлагается не просто пересказать содержание произведения, а сформулировать собственную точку зрения на определенный вопрос и обосновать её с помощью аргументов. Например, можно предложить тему: «Справедливо ли поступил главный герой?» и попросить школьников проанализировать действия героя на основе текста и предложить альтернативные решения.

2. Создание альтернативных концовок. Одним из интересных упражнений является написание альтернативных концовок к произведениям. Это задание учит школьников критически анализировать сюжетные линии, разбирать причины и последствия действий персонажей, а также предлагать собственные решения на основе логики.

3. Сочинение на свободную тему. Написание сочинений на свободную тему развивает не только навыки самовыражения, но и критическое мышление. Ученики учатся структурировать свои мысли, аргументировать позиции и формулировать выводы. Важно, чтобы темы для таких сочинений были актуальными и интересными для школьников, чтобы стимулировать их к размышлениям и поиску собственной точки зрения.

4. Рецензирование и анализ чужих работ. Для развития критического мышления полезно предложить школьникам писать рецензии на работы своих одноклассников или известных авторов. Анализ чужих текстов помогает не только лучше понимать структуру аргументации, но и учит критически оценивать чужие идеи.

Для эффективного развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы учителю важно использовать разнообразные методы и приемы:

1. Метод «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» вопросы предполагают простые ответы (например, "Что сделал герой?"), тогда как «толстые» вопросы требуют более глубокого анализа (например, "Почему герой принял такое решение?" или "Какое значение имеет данное событие для развития сюжета?"). Этот метод помогает ученикам научиться задавать критические вопросы и искать на них ответы.

2. Круг чтения. Класс делится на группы, и каждая группа анализирует определенный аспект произведения (персонажи, события, темы и т.д.), а затем представляет свои выводы. Этот прием развивает навыки анализа и сотрудничества.

3. Дебаты. Ученики делятся на две группы и защищают противоположные точки зрения на определенный вопрос, связанный с текстом. Дебаты учат аргументации, анализу и способности учитывать различные точки зрения.

4. Инсценировка событий. Школьники могут инсценировать ключевые моменты произведений и обсуждать мотивы и поступки героев, что помогает глубже понять текст и развить аналитическое мышление.

Развитие критического мышления через чтение и письмо является важной задачей современного образования. Уроки русского языка и литературы предоставляют широкие возможности для формирования этих навыков, помогая ученикам не только осваивать грамматику и стилистику, но и учиться размышлять, анализировать и выражать собственные мысли. Использование методов критического анализа текстов и написания аргументированных сочинений способствует развитию самостоятельного и осознанного подхода к обучению, что в конечном итоге помогает школьникам более успешно справляться с жизненными и учебными задачами.

В заключение отметим, что развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы позволяет учащимся не только глубже осознавать изучаемый материал, но и развивать навыки анализа, аргументации и самовыражения. Систематическая работа с текстами и письменными заданиями помогает школьникам научиться критически осмысливать информацию, что становится важной частью их интеллектуального развития.

 

Список литературы

 

Иванова, Е.А. Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы // Вестник педагогики. — 2017. — № 4.

Кузнецова, Т.Н. Чтение и письмо как инструменты развития критического мышления // Педагогика и психология. — 2020. — № 6.

Смирнова, М.В. Развитие критического мышления школьников через чтение и письмо // Образование и общество. — 2018. — № 2.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×