Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка. Работа №72130

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка
Работа:

РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Байбородова Светлана Владимировна,

учитель МБОУ "СОШ № 1" г. Емвы

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка. Рассматриваются основные причины низкой успеваемости, подходы к организации индивидуальной и групповой работы с такими школьниками, а также методы повышения их учебной мотивации. Описаны приемы, которые помогут учителю выстраивать более эффективное взаимодействие с слабоуспевающими детьми, способствуя их успеху в учебе. В статье приводятся примеры упражнений и заданий, направленных на закрепление знаний и повышение интереса к русскому языку у слабоуспевающих учеников.

Ключевые слова: слабоуспевающие учащиеся, русский язык, индивидуальный подход, мотивация, методы обучения, коррекционная работа, дифференцированное обучение.

 

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка является одной из ключевых задач учителя. Эти дети испытывают трудности в усвоении учебного материала, что может быть связано с разными причинами: недостаточным уровнем подготовки, особенностями восприятия информации, низкой учебной мотивацией или личностными факторами. Важно, чтобы учитель знал, как эффективно помочь таким ученикам преодолеть свои затруднения, повысить успеваемость и интерес к предмету.

На уроках русского языка слабоуспевающие школьники часто сталкиваются с проблемами в грамматике, правописании, лексике и сочинительстве. Поэтому работа с ними должна включать в себя как коррекцию пробелов в знаниях, так и мотивационную поддержку, направленную на преодоление страха перед неудачей и повышение уверенности в собственных силах.

Прежде чем выбрать методы работы с слабоуспевающими учениками, необходимо определить причины, которые могут лежать в основе их затруднений в учебе. Основные причины слабой успеваемости включают:

1. Недостаток базовых знаний. У некоторых учащихся накапливаются пробелы в знаниях, которые мешают усвоению нового материала. Это может быть результатом пропуска уроков, неусвоенного ранее материала или неэффективной методики обучения.

2. Снижение мотивации к учебе. Слабоуспевающие ученики часто сталкиваются с потерей интереса к обучению из-за систематических неудач. Им сложно сосредоточиться на изучении материала, что усугубляет их положение.

3. Индивидуальные особенности восприятия. Некоторым ученикам сложнее воспринимать информацию в традиционной форме из-за когнитивных особенностей, например, трудностей с концентрацией или памятью.

4. Психологические факторы. Страх перед неудачами, низкая самооценка и тревожность могут мешать ученикам раскрывать свой потенциал и уверенно участвовать в учебном процессе.

Работа с слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка требует особого подхода, основанного на дифференциации заданий, индивидуальном сопровождении и создании мотивационной среды. Вот несколько основных принципов, которые помогут учителю эффективно выстраивать процесс обучения:

1. Дифференциация заданий. Важно учитывать уровень подготовки каждого ученика и давать им задания, соответствующие их возможностям. Например, если учащийся испытывает трудности с правописанием, задания должны быть направлены на отработку конкретных правил с постепенным увеличением сложности.

2. Индивидуальная работа с учеником. При необходимости учитель может организовать дополнительные занятия или консультирование, где учащийся получит возможность проработать свои слабые стороны в индивидуальном формате. Это позволит учителю лучше понять, какие аспекты учебного процесса требуют коррекции.

3. Использование визуальных и наглядных методов. Для слабоуспевающих учеников могут быть полезны схемы, таблицы и другие визуальные материалы, которые облегчат понимание сложных тем. Например, при изучении орфографии можно использовать цветовые схемы для выделения ключевых правил.

4. Постепенное наращивание сложности. Успехи в обучении слабоуспевающих учеников зависят от постепенного наращивания сложности задач. Это позволит им закрепить основы, прежде чем переходить к более сложным заданиям, таким как анализ текста или сочинительство.

5. Создание мотивационной среды. Учителю важно поддерживать у учащихся уверенность в своих силах и успехах, давая положительную обратную связь и отмечая даже небольшие достижения. Это поможет повысить мотивацию к учебе и снять психологический барьер.

Для повышения успеваемости слабоуспевающих учеников на уроках русского языка учитель может использовать разнообразные методы обучения:

1. Игровые методы. Игровые элементы могут повысить интерес учеников к учебному процессу. Например, можно организовать орфографическую викторину, где ученики будут соревноваться в правильности написания слов. Это сделает процесс обучения более увлекательным и менее напряженным.

2. Тесты и тренировочные упражнения. Регулярное выполнение небольших тестов и упражнений по основным темам поможет ученикам закрепить знания и уверенно применять их на практике.

3. Работа в парах или малых группах. Работа в паре с более успевающим учеником или в малой группе позволяет слабоуспевающему школьнику не только получать поддержку от одноклассников, но и развивать коммуникативные навыки.

4. Проектная деятельность. Проектная деятельность слабоуспевающих учеников может включать создание визуальных или текстовых проектов, которые помогут закрепить материал через практическую деятельность. Например, учащиеся могут создать плакаты с правилами русского языка, которые помогут им запомнить материал.

5. Рефлексия и самооценка. Важным аспектом работы с такими учениками является обучение их навыкам рефлексии и самооценки. Учитель может предложить учащимся регулярно оценивать свои успехи, выявлять, какие темы им понятны, а какие требуют дополнительной проработки.

Помимо уроков, важной частью работы со слабоуспевающими учениками является организация дополнительных занятий и консультаций. Внеурочная деятельность может включать:

- Индивидуальные консультации для проработки трудных тем.

- Дополнительные занятия в малых группах для закрепления основных правил.

- Электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы (тренажеры по грамматике и орфографии, интерактивные игры и т.д.).

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка требует комплексного подхода, включающего дифференциацию заданий, индивидуальную поддержку и создание мотивационной среды. Важно, чтобы учитель не только помогал ученикам осваивать трудные темы, но и поддерживал их уверенность в своих силах. Эффективная работа с такими школьниками способствует не только улучшению их успеваемости, но и формированию позитивного отношения к учебе, что в дальнейшем поможет им успешнее справляться с учебными задачами.

В заключение отметим, что работа со слабоуспевающими учащимися требует от учителя терпения, гибкости и внимания к индивидуальным особенностям школьников. Использование дифференцированных заданий, игровых методов и регулярной обратной связи поможет улучшить результаты учеников и развить их интерес к русскому языку. Важно помнить, что успехи даже самых слабых учеников зависят от поддержки и мотивации, которую они получают от учителя.

 

Список литературы

 

Кузнецова, Т.М. Проблемы работы со слабоуспевающими школьниками и пути их решения // Вопросы педагогики. — 2020. — № 5.

Петрова, Н.Л. Педагогические стратегии работы со слабоуспевающими учащимися // Современное образование. — 2017. — № 3.

Сидорова, М.И. Использование игровых технологий на уроках русского языка для слабоуспевающих учащихся // Начальная школа. — 2021. — № 6.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×