ВЛИЯНИЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Бабанина Ася Семеновна, учитель физики
ГБУ ОО ЗО "Средняя общеобразовательная школа №43",
Запорожская область, пгт. Весёлое
Аннотация. В статье рассматривается важность методов контроля и самоконтроля в процессе обучения физике и их влияние на формирование естественно-научной грамотности у школьников. Описываются различные формы и инструменты контроля, такие как тесты, контрольные работы, лабораторные эксперименты, а также роль самоконтроля, включающая рефлексию и самооценку учащихся. Акцент сделан на том, как эти методы способствуют развитию критического мышления, умения анализировать результаты, выявлять закономерности и проверять гипотезы. Также обсуждаются педагогические стратегии, которые помогают учителям эффективно интегрировать методы контроля и самоконтроля для повышения уровня естественно-научной грамотности. Статья адресована учителям физики, стремящимся улучшить качество образовательного процесса и развить у учащихся навыки самостоятельной работы и анализа.
Ключевые слова: методы контроля, самоконтроль, физика, естественно-научная грамотность, тесты, рефлексия, критическое мышление, формирование навыков, педагогические технологии, школьники.
В современном образовательном процессе ключевым аспектом является формирование у школьников естественно-научной грамотности, которая включает в себя не только знание фактов и теорий, но и способность применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Особенно это важно для дисциплин, связанных с точными науками, такими как физика, где понимание законов природы требует от учеников глубокого осмысления и умения проводить логические рассуждения.
Одним из средств, которые могут значительно повысить уровень естественно-научной грамотности, являются методы контроля и самоконтроля. Эти методы помогают школьникам не только фиксировать и оценивать полученные знания, но и развивать умения самостоятельно решать проблемы, анализировать экспериментальные данные, делать выводы и критически оценивать свою деятельность. В данной статье рассматриваются основные методы контроля и самоконтроля, их роль в формировании естественно-научной грамотности, а также примеры их использования на уроках физики.
Методы контроля в обучении физике. Методы контроля можно разделить на несколько групп в зависимости от их цели и содержания:
Текущий контроль. Основной задачей текущего контроля является выявление уровня освоения материала учащимися на каждом этапе обучения. В его рамках учитель использует различные формы: фронтальные опросы, тесты, устные ответы, лабораторные работы. Текущий контроль позволяет оперативно реагировать на трудности учащихся, корректировать учебный процесс и стимулировать учеников к более глубокому изучению материала.
Итоговый контроль. Итоговый контроль проводится в конце темы или учебного года и направлен на подведение итогов. Это могут быть контрольные работы, экзамены, комплексные задачи, требующие систематического подхода. Итоговый контроль позволяет не только оценить уровень усвоения знаний, но и формировать у школьников умение анализировать и синтезировать информацию, выявлять основные закономерности физического мира.
Лабораторные работы и практические задания. Эти методы контроля являются неотъемлемой частью обучения физике, так как они позволяют ученикам на практике закрепить теоретические знания, а также развить навыки проведения экспериментов, обработки результатов, составления выводов. Лабораторные работы являются мощным инструментом для формирования у школьников научного подхода, учат их работать с оборудованием и измерительными приборами, анализировать ошибки и отклонения.
Тесты и диагностика. Современные технологии позволяют учителям использовать различные типы тестов — как письменные, так и электронные. Важно, что они могут быть как простыми, так и сложными, многовариантными, с возможностью самопроверки. Это помогает в краткие сроки выявить уровень знаний учащихся, а также мотивировать их на самостоятельную работу. Электронные платформы и онлайн-тесты дают возможность проводить диагностику знаний без дополнительного времени, что удобно для учителя и полезно для учащихся.
Роль контроля в развитии критического мышления
Контроль — это не просто способ оценки, но и мощный инструмент развития критического мышления у школьников. При выполнении контрольных заданий учащиеся учатся:
-формулировать и анализировать гипотезы;
-проводить эксперименты и наблюдения;
-выявлять закономерности;
-делать выводы на основе полученных данных.
Это не только помогает закрепить теоретические знания, но и учит школьников анализировать свою деятельность, выявлять ошибки и исправлять их. Критическое мышление, в свою очередь, является основой для формирования естественно-научной грамотности, так как оно требует от учащихся способности к анализу, сравнению, оценке и синтезу информации.
Самоконтроль как важный элемент обучения физике. Самоконтроль, в отличие от внешнего контроля, представляет собой внутреннюю оценку учащимися собственной деятельности и результатов обучения. Самоконтроль не только способствует повышению уровня знаний, но и развивает важные навыки:
Рефлексия. Учащиеся учат себя осмысливать свои действия, что помогает им осознавать, какие стратегии обучения эффективны, а какие требуют доработки.
Самооценка. Ученик, понимая свои слабые и сильные стороны, становится более мотивированным к обучению и готов к самостоятельному поиску решений.
Самоконтроль можно внедрять на различных этапах учебного процесса. Например, после выполнения задания или теста учитель может предложить учащимся провести самооценку своих действий: оценить, насколько правильно выполнена задача, какие ошибки были допущены, какие методы работы были использованы.
Методы формирования самоконтроля. Постоянная рефлексия. Учащихся нужно приучить к регулярной оценке собственных результатов. После выполнения задания или эксперимента можно попросить их оценить, насколько верно они выполнили задачу и какие трудности возникли.
Планирование учебной деятельности. Учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи, планировать свою деятельность и анализировать, насколько эффективными были их действия для достижения результата.
Формирование критического отношения к результатам. Важно, чтобы ученики не только могли признать свои ошибки, но и могли на основе их анализа делать выводы, а также вырабатывать альтернативные решения.
Влияние методов контроля и самоконтроля на формирование естественно-научной грамотности
Естественно-научная грамотность школьников формируется через активное использование методов контроля и самоконтроля, так как они стимулируют учащихся к систематическому осмыслению изучаемых тем, к решению задач разного уровня сложности, к экспериментальной проверке теоретических знаний. Процесс контроля и самоконтроля способствует:
Активному вовлечению учащихся в учебный процесс. Учащиеся, имеющие возможность самооценки, становятся более ответственными за собственное обучение.
Развитию исследовательских навыков. Проводя эксперименты и анализируя результаты, школьники учатся делать выводы, проверять гипотезы, формировать научные теории.
Углублению знаний. Понимание причин и последствий физического явления, анализ ошибок помогают учащимся осваивать сложные понятия и применять их в жизни.
Практические примеры использования методов контроля и самоконтроля
Контрольные работы и тесты. Например, учитель может провести контрольную работу, в которой будут включены задачи разного уровня сложности. После выполнения задания ученикам предлагается обсудить свои ошибки и выработать методы их исправления.
Лабораторные работы. По завершении лабораторной работы учитель организует обсуждение результатов, где каждый ученик должен оценить свою работу и результаты эксперимента.
Онлайн-тесты с автоматической проверкой. Электронные тесты позволяют оперативно выявить уровень знаний учащихся, а также дают возможность провести самооценку на основе мгновенной обратной связи.
Методы контроля и самоконтроля играют важную роль в процессе формирования естественно-научной грамотности школьников, особенно в таких дисциплинах, как физика. Они способствуют развитию критического мышления, научного подхода к решению задач и формированию у школьников навыков самостоятельного анализа и оценки. Эти методы помогают учащимся не только закрепить теоретические знания, но и применить их на практике, а также развить умение проверять гипотезы, анализировать результаты и вырабатывать выводы.
Использование разнообразных форм контроля и самоконтроля позволяет учителю организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик мог достигать максимальных результатов, соответствующих его индивидуальному уровню знаний и способностей.
Список литературы
Качнова, О. С. Развитие нав
ыков самообучения на уроках физики, математики и английского языка через интерактивные методы обучения / О. С. Качнова, И. Т. Токтамысова, Н. Д. Ермаганбетова, В. А. Качнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 57-59. — U
RL: https://moluch.ru/archive/349/78523/.
Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомо
льца, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5766/.
Панцева Елена Юрьевна, Кислякова Ольга Петровна Обучение навыкам самоконтроля при решении задач // Проблемы современного педагогического образования.
2021. №70-3. URL: https://cyb
erleninka.ru/article/n/obuchenie-navykam-samokontrolya-pri-reshenii-zadach.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат