Государственное автономное образовательное учреждение Краснодарского края «Новороссийский колледж строительства и экономики»
Тема: «Организация инклюзивного образования в системе СПО
На сегодняшний день, инклюзивное образование – это одно из приоритетных и стратегических направлений развития системы образования. Независимо от физического состояния, право на образование гарантировано российским законодательством всем обучающимся. Несмотря на то, что образовательные организации предусматривают условия для детей – инвалидов, большая часть из них до сих пор обучаются в отдельных организациях.
Многие десятилетия дети-инвалиды и обычные обучающиеся почти не пересекались благодаря системе интернатов для лиц с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование изменило ситуацию, дети теперь не чувствуют «оторванность от мира».
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ч. 4 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (ст. 2 п. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
На данном этапе предстоит много работы, потому что надо отточить синхронность работы педагогов и психологов, а так же медицинское сопровождение.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение особых требований, с которыми можно ознакомиться на сайте нашего образовательного учреждения.
На примере Новороссийского колледжа строительства и экономики, мы раскроем решение проблем в обучении студентов – инвалидов и студентов с ограниченными физическими возможностями. Административно-хозяйственный аппарат и педагогический коллектив любого образовательного учреждения обязаны, используя все имеющиеся материально-технические ресурсы, обеспечить поступающим, обучающимся студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам достаточно комфортные условия обучения.
В НКСЭ принимаются инвалиды и граждане с ограниченными возможностями здоровья:
слабовидящие;
расстройством речи в форме заикания;
перенесшие детский церебральный паралич;
ортопедическими заболеваниями.
В нашем колледже разработано программно-методическое обеспечение по освоению студентами с ограниченными возможностями здоровья материала, для получения диплома.
По Конституции РФ граждане с ограниченными возможностями имеют право на реализацию получения образования. Для студентов с ОВЗ в нашем колледже функционируют: специальный актовый зал для занятий физическими упражнениями и кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната),
В колледже ведётся сопровождение студентов из категории – инвалиды, налажена работа с социальными партнёрами, органами защиты населения, центрами занятости, эта работа позволяет решать вопросы социальной поддержки обучающихся из числа инвалидов.
На базе нашего колледжа есть студенческое общежитие, которое предоставляет проживание и размещение детей инвалидов. С данной категории студентов не взимается плата за коммунальные услуги на основании протокола.
В НКСЭ профессионально ведётся работа по адаптации и сохранности контингента повышении мотивации студентов-инвалидов, ведется нормативная локальная документация.
В соответствии с учебным планом специальности расписание включает в себя расписания групповых и индивидуальных занятий, составляемые на каждое учебное полугодие Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья совместно с остальными студентами. Рабочие программы адаптированы с учётом ФГОС СПО.
Основные задачи при работе со студентами-инвалидами:
Обеспечение получения студентами-инвалидами среднего профессионального образования); предоставление студентам возможности получения профессиональных навыков. 2. Обеспечение студентам социально-экономической независимости за счет развития окружающей их социальной среды.
Задача нашего образовательного учреждения в инклюзивном обучении – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого.
В своей работе мы используем принципы: включения, междисциплинарного подхода.
Мы создаем подходящие условия, работаем над удобным дидактическим материалом, предоставляем необходимую техническую помощь.
Считаю, что наше учреждение успешно работает над данной проблемой и стирает барьеры в образовательной сфере.
Как правило у каждого психолога в образовательном учреждении и специалиста по инвалидам есть карты сопровождения. Представляю один из множества образцов психолого – педагогического сопровождения, который я бы рекомендовала использовать педагогам и преподавателям в процессе обучения
Дневник социально-психологического сопровождения студента с инвалидностью
1.ФИO______________________________________________________________
2.Возраст____________________________________________________________
3.Направление подготовки, группа____________________________________________
4.Специфика нарушения_______________________________________________
5.Социальное обеспечение_____________________________________________
Социально-психологическая карта студента-инвалида
1.Ф.И.О._____________________________________________________________
2.Курс, группа________________________________________________________
3.Дата рождения______________________________________________________
4.Диагноз____________________________________________________________
5.Группа инвалидности________________________________________________
6.Дата заполнения карты_______________________________________________
7.Психофизиологические особенности ___________________________________
8.Зрительное восприятие_______________________________________________
9.Слуховое восприятие________________________________________________
10.Другое ___________________________________________________________
11.Тип темперамента__________________________________________________
12.Особенности функционирования нервной системы
____________________________________________________________________
13.Кратковременная память (развито слабо/развито в норме) ____________________________________________________________________14.Долговременная память (развито слабо/развито в норме) ____________________________________________________________________15.Опосредованное запоминание (развито слабо/развито в норме) ____________________________________________________________________16.Избирательность внимания (развито слабо/развито в норме) ____________________________________________________________________17.Способность к обобщению(развито слабо/развито в норме) ____________________________________________________________________
Особенности учебной деятельности
1.Навыки письма ____________________________________________________________________
2.Навыки запоминания ____________________________________________________________________ 3.Особенности речи ____________________________________________________________________4.Продуктивность учебной деятельности ____________________________________________________________________ 5.Учебная мотивация Увлечения, интересы ____________________________________________________________________ 6.Участие в общественной деятельности ____________________________________________________________________ 7.Другое
____________________________________________________________________
8.Заключение ____________________________________________________________________ 9.Рекомендации для преподавателей ____________________________________________________________________
Список использованных источников:
Нормативно-правовые документы
1.Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими в силу с 30.06.2015 г.); 3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации − Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297;
4. Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
Учебные пособия:
5. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов) / авторы-сост:
Л. М. Беткер, М.И. Еременко, Н.В. Лопаткина – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2016.– 90 с
6. Технологии инклюзивного образования: научно-методическое пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова, В.В. Васина и др.; под ред. Д.З. Ахметовой, В.В. Васиной – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2016. – 204 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат