Инновационные формы работы учителя – логопеда с родителями в ДОУ
Осипова Марина Васильевна, учитель-логопед
ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс»
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные формы работы учителя-логопеда с родителями в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделяется важности сотрудничества с родителями для успешной коррекции речевых нарушений у детей. Описываются современные методы взаимодействия, такие как дистанционные консультации, вебинары, интерактивные занятия и родительские клубы, а также приводятся примеры успешной практики работы с семьями. Статья подчёркивает значимость активного вовлечения родителей в процесс коррекционной работы для достижения устойчивых результатов у детей.
Ключевые слова: инновационные формы работы, учитель-логопед, родители, ДОУ, речевые нарушения, консультации, взаимодействие с семьёй.
Эффективная работа учителя-логопеда в дошкольных учреждениях невозможна без активного участия и поддержки родителей. Своевременная коррекция речевых нарушений у детей во многом зависит от того, насколько родители понимают важность регулярных занятий, и как они готовы поддерживать ребёнка вне логопедических занятий. В последнее время традиционные формы взаимодействия с родителями — консультации, собрания и встречи — всё чаще дополняются инновационными формами работы, которые позволяют учителю-логопеду устанавливать более тесный и продуктивный контакт с семьёй.
Одной из ключевых инновационных форм взаимодействия является использование дистанционных консультаций. В условиях современного ритма жизни многие родители не всегда могут найти время для регулярных очных встреч с логопедом. Однако благодаря развитию информационных технологий логопед может проводить онлайн-консультации, что существенно облегчает общение с родителями и позволяет предоставлять им необходимую информацию в удобное время. Такие консультации могут включать видеоразборы занятий, обсуждение проблемных аспектов развития речи ребёнка, рекомендации по выполнению домашних упражнений. Например, родители могут прислать видеозаписи, на которых ребёнок выполняет логопедические задания дома, и на основе этих записей логопед даёт рекомендации по корректировке занятий.
Ещё одной инновационной формой работы являются вебинары для родителей. Вебинары позволяют одновременно охватить сразу большое количество родителей и предоставить им полезную информацию по речевому развитию детей, методам коррекции речевых нарушений, а также ответить на вопросы, которые могут возникнуть у родителей. В отличие от традиционных родительских собраний, где общение ограничивается небольшой аудиторией, вебинары можно проводить для всей группы или даже для нескольких групп детей. Такие встречи онлайн удобны тем, что родители могут присоединиться из любого места, где есть интернет, что повышает их вовлечённость в процесс. Например, логопед может организовать серию вебинаров на темы: «Как развивать речь ребёнка дома», «Упражнения для улучшения артикуляции», «Особенности развития речи у детей 4-5 лет».
Одним из успешных способов вовлечения родителей в коррекционный процесс является организация родительских клубов, где проводятся групповые встречи для обмена опытом и обсуждения проблем речевого развития детей. Родительские клубы могут функционировать как в формате очных встреч, так и в формате онлайн-сообществ. На таких встречах учитель-логопед может демонстрировать игровые и образовательные методики, которые родители могут использовать дома, а также делиться полезной литературой, материалами и ресурсами. Например, в рамках родительского клуба можно организовать мастер-класс, где логопед показывает упражнения для укрепления речевого аппарата, обучает играм на развитие звукового восприятия и фонематического слуха. Родители, в свою очередь, могут задать вопросы, обсудить успехи своих детей и получить обратную связь по домашним занятиям.
Интерактивные формы работы также включают использование мобильных приложений и онлайн-платформ для занятий с детьми. Современные приложения для развития речи предлагают не только упражнения для детей, но и инструкции для родителей. Логопед может рекомендовать такие приложения для регулярных домашних занятий и контролировать успехи детей через специальные отчёты, которые автоматически формируются в системе. Это позволяет учителю-логопеду быть в курсе процесса занятий вне стен ДОУ и давать рекомендации по их корректировке. Например, родители могут использовать приложение для тренировки звукового анализа или развития лексики, а логопед отслеживает результаты и предлагает новые задания по мере прогресса ребёнка.
Одним из важных аспектов инновационной работы является использование видеозаписей занятий. Логопед может предложить родителям смотреть видео с примерами упражнений, которые нужно выполнять с ребёнком дома, или записывать свои занятия для дальнейшего анализа и корректировки. Это особенно полезно для тех родителей, которые не всегда могут присутствовать на консультациях или логопедических занятиях, но хотят помочь своему ребёнку в развитии речи. Например, логопед записывает видео с пояснением, как правильно проводить артикуляционную гимнастику, и родители могут в любое время использовать этот материал для занятий дома.
Кроме того, важно отметить использование социальных сетей и мессенджеров как одного из способов коммуникации с родителями. Создание чатов или групп в мессенджерах позволяет оперативно обмениваться информацией, получать обратную связь, делиться успехами детей, а также предоставлять родителям полезные материалы и задания для домашней работы. Логопед может регулярно выкладывать видеозаписи упражнений, фотографии игровых материалов или тематические посты с советами по развитию речи. Этот формат общения создаёт более доверительные и непринуждённые отношения между родителями и специалистом, а также позволяет поддерживать постоянный контакт, что особенно важно в процессе речевой коррекции.
Инновационные формы работы с родителями играют важную роль в развитии речевых навыков детей, так как они вовлекают семью в процесс коррекции. Занятия в ДОУ – это лишь часть работы, а основное время ребёнок проводит дома, где родители могут помочь закрепить полученные знания и навыки. Активное сотрудничество с семьёй позволяет сделать процесс обучения более систематическим и последовательным, что ведёт к лучшим результатам.
Таким образом, использование инновационных форм работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ открывает новые возможности для эффективного взаимодействия и совместной работы. Дистанционные консультации, вебинары, родительские клубы, мобильные приложения и социальные сети позволяют расширить границы традиционной логопедической практики, предоставляя родителям больше ресурсов и инструментов для помощи своим детям. Такой подход помогает создать благоприятные условия для развития речи дошкольников, а также делает процесс коррекции более результативным и комплексным.
Список литературы
Вакуленко
Л.С.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников в условиях детского сада // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchitelya-logopeda-s-semyami-vospitannikov-v-usloviyah-detskogo-sada
Нуриева
А.Р.
, Галич
Т.Н.
, Смирнова
Л.В.
В
заимодействие семьи и
доо
в направлении познавательного развития детей дошкольного возраста
// Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-doo-v-napravlenii-poznavatelnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Уварова Т. Б. Комплексная помощь специалистов дошкольного образовательного учреждения семьям воспитанников в условиях инклюзии // Специальное образование. 2015.
№XI. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-pomosch-spetsialistov-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-semyam-vospitannikov-v-usloviyah-inklyuzii
Шумилова
Е.А.
Р
одители и учителя-логопеды в системе инклюзивного взаимодействия
// Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. №1 (13).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/roditeli-i-uchitelya-logopedy-v-sisteme-inklyuzivnogo-vzaimodeystviya
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат