ГРУППОВАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Амирханов Сайпула Садрутдинович, учитель технологии
МКОУ "Тлохская средняя общеобразовательная школа
имени Сиражудина Сиражудиновича Шамсудинова"
Муниципального района "Ботлихский район"
Аннотация: В статье рассматривается важность групповой работы школьников на уроках технологии для повышения качества образовательного процесса. Особое внимание уделяется роли сотрудничества, совместной деятельности и развития коммуникативных навыков. Анализируются преимущества групповой работы, ее влияние на формирование ключевых компетенций, а также способы организации взаимодействия в группах.
Ключевые слова: групповая работа, уроки технологии, образовательный процесс, сотрудничество, коммуникация, компетенции.
Современная образовательная система требует от школы не только передачи теоретических знаний, но и развития у учеников практических навыков, необходимых для будущей профессиональной и личной жизни. В этом контексте уроки технологии, направленные на освоение прикладных умений, становятся важным элементом учебного процесса. Одним из наиболее эффективных методов обучения является групповая работа, которая позволяет учащимся не только осваивать новые знания, но и развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Групповая работа на уроках технологии способствует формированию у школьников ряда ключевых компетенций, среди которых выделяются коммуникативные, организационные и аналитические умения. В процессе совместной деятельности ученики учатся планировать свою работу, распределять обязанности, находить компромиссы и эффективно взаимодействовать друг с другом. Это, в свою очередь, помогает не только лучше усвоить материал, но и развить важные социальные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Одним из главных преимуществ групповой работы является возможность обмена опытом и знаниями между учениками. Каждый член группы вносит свой вклад в общее дело, делясь своими идеями и умениями. Это способствует созданию атмосферы сотрудничества, в которой ученики могут учиться друг у друга, что ускоряет процесс освоения материала и повышает мотивацию к учебе. Например, при выполнении практических заданий, таких как создание изделий из дерева, металла или работа с электрическими схемами, ученики могут делиться опытом работы с инструментами, что способствует более глубокому пониманию технологии выполнения тех или иных задач.
Групповая работа также развивает у школьников ответственность за результат своей деятельности. Важно, чтобы каждый участник осознавал свою роль в общем процессе и понимал, что успех группы зависит от вклада каждого. Это способствует формированию чувства ответственности и дисциплинированности, что положительно сказывается на общем образовательном процессе. Учащиеся учатся ставить перед собой задачи, планировать свою деятельность и работать над выполнением поставленных целей, что способствует повышению их организованности и самостоятельности.
Кроме того, групповая работа на уроках технологии позволяет ученикам развивать креативное мышление. В процессе обсуждения и поиска решений для выполнения практических заданий учащиеся могут предлагать различные подходы к решению задач, что стимулирует их творческую активность. Важную роль здесь играет возможность совместного обсуждения идей, в ходе которого ученики могут обмениваться мнениями и находить нестандартные решения. Например, при проектировании и создании макетов учащиеся могут предложить несколько вариантов конструкции, что позволяет им проявить творческий подход и использовать свои знания на практике.
Особую роль в организации групповой работы играет учитель. Его задача заключается не только в распределении учеников на группы и постановке задач, но и в координации процесса работы, поддержании мотивации и создании условий для успешного взаимодействия учеников. Учителю важно следить за тем, чтобы каждый ученик был вовлечен в работу, и помогать в случае возникновения трудностей. При этом важно предоставить ученикам возможность самим находить решения проблем и учиться работать в команде.
Одним из эффективных методов организации групповой работы является проектная деятельность, которая требует от учеников не только выполнения практических заданий, но и планирования, обсуждения и анализа результатов. В рамках проектной деятельности ученики могут работать над созданием различных изделий, разработкой технических решений или выполнением исследований. Такой подход способствует не только развитию технических навыков, но и помогает учащимся понять, как теоретические знания могут быть применены на практике.
Современные технологии также играют важную роль в организации групповой работы на уроках технологии. Использование цифровых инструментов, таких как программное обеспечение для моделирования, 3D-принтеры или электронные учебные материалы, позволяет ученикам более эффективно взаимодействовать друг с другом и ускоряет процесс работы. Например, при создании технических моделей ученики могут использовать программы для 3D-моделирования, что позволяет им более точно и быстро разрабатывать проекты и обмениваться результатами своей работы.
Групповая работа также способствует формированию у школьников навыков критического мышления. В процессе обсуждения решений учащиеся учатся анализировать информацию, оценивать различные подходы и выбирать наиболее эффективные стратегии для выполнения задач. Это помогает им развить аналитические навыки и научиться принимать взвешенные решения, что крайне важно в условиях современного мира, где информация постоянно обновляется и необходимо уметь быстро адаптироваться к изменениям.
Таким образом, групповая работа на уроках технологии является важным условием повышения качества образовательного процесса. Она способствует не только освоению прикладных навыков, но и развитию у школьников коммуникативных, организационных и аналитических умений. Взаимодействие в группах помогает ученикам лучше понимать материал, развивать креативное мышление и учиться работать в команде, что является важным навыком для их будущей жизни. Учителю отводится ключевая роль в организации групповой работы, так как от его умения координировать процесс и поддерживать мотивацию учеников зависит успех обучения. Использование современных технологий и проектной деятельности позволяет сделать уроки технологии более эффективными и интересными, что положительно сказывается на общем уровне подготовки учеников.
Список литературы
Бектасова
Г. К.
Коллаборативная
среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания / Г. К.
Бектасова
// Педагогическое мастерство: материалы VIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 3-4.
Григоренко М.Ю., Григоренко Д.Г. Групповая работа школьников на уроках технологии как условие повышения качества образовательного процесса // Интерактивная наука. 2023. №7 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-rabota-shkolnikov-na-urokah-
tehnologii-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 08.10.2024).
Реализация инвариантного модуля «Производство и технологии» учебного предмета «Труд (технология)». Основное общее образование: методические рекомендации / О. Н.
Логвинова
, Д. А. Махотин. – М.: ФГБНУ «ИСРО», 2024. – 73 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат