Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования. Работа №72173

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ступникова Татьяна Мефодьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Луганской Народной Республики

"Сычанская общеобразовательная школа"

 

Аннотация: В статье рассматриваются современные педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, и их влияние на качество образования. Акцент сделан на том, как данные технологии помогают сделать образовательный процесс более эффективным, мотивировать учащихся, развивать их критическое мышление, коммуникативные навыки и способность к самостоятельному обучению. Автор подчёркивает важность интеграции инновационных методов обучения для достижения высоких образовательных результатов в условиях современных требований к качеству образования.

Ключевые слова: педагогические технологии, качество образования, русский язык, литература, критическое мышление, мотивация, самостоятельность.

 

Современное образование требует постоянного поиска и внедрения эффективных педагогических технологий, которые могут сделать процесс обучения более продуктивным и увлекательным для учащихся. В этом контексте учителя русского языка и литературы играют ключевую роль, так как от их способности применять инновационные методы во многом зависит качество знаний, которые получают школьники.

Педагогические технологии, ориентированные на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, позволяют обеспечить современное качество образования. Одной из таких технологий является проблемное обучение. Этот метод направлен на активизацию мышления учащихся и формирование у них навыков самостоятельного поиска решений. В ходе работы с текстами литературы или выполнения грамматических заданий по русскому языку ученикам предлагаются проблемы, требующие анализа и обоснования своей точки зрения. Проблемное обучение стимулирует не только познавательную активность, но и формирует у учащихся способность к критическому мышлению, умение аргументировать свои выводы и находить нестандартные решения.

Интерактивные технологии, такие как работа в группах, обсуждения и дебаты, также являются важным элементом современной педагогики. На уроках русского языка и литературы их использование позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки, учиться слушать и уважать чужое мнение, а также чётко и грамотно выражать свои мысли. Например, дискуссии по литературным произведениям способствуют не только лучшему пониманию текста, но и воспитанию критического отношения к прочитанному, что важно для развития всесторонне развитой личности.

Важное место в образовательном процессе занимают технологии проектного обучения. Проектная деятельность направлена на развитие у школьников навыков самостоятельного поиска и анализа информации, а также умения работать в команде. Например, при изучении русской литературы ученики могут готовить проекты по темам, связанным с историческим контекстом произведения или биографией автора, что способствует более глубокому пониманию текста и расширению кругозора. Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно организовывать свою работу, что развивает их ответственность и самостоятельность, навыки планирования и выполнения задач.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) также становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Использование электронных ресурсов, таких как интерактивные тесты, онлайн-энциклопедии, платформы для дистанционного обучения, значительно повышает мотивацию учащихся и делает обучение более доступным и разнообразным. Применение мультимедийных презентаций и видеоматериалов на уроках русского языка и литературы помогает не только удерживать внимание учеников, но и предоставляет более глубокие и наглядные возможности для изучения материала. Например, визуализация исторических событий, описанных в литературных произведениях, помогает учащимся лучше понимать контекст и характеры героев.

Не менее важной педагогической технологией является дифференцированный подход к обучению. Индивидуализация учебного процесса позволяет учитывать уровень подготовки каждого учащегося, что способствует более эффективному усвоению материала. Например, на уроках русского языка можно предложить разный уровень сложности упражнений в зависимости от знаний и навыков учеников, чтобы каждый ученик мог работать в комфортном для себя темпе и получать задания, соответствующие его уровню. Это также помогает избежать перегрузки сильных учеников и чувства неуспеха у тех, кто испытывает трудности.

Технологии развивающего обучения также играют значительную роль в формировании всесторонне развитых учащихся. Их основная цель — не просто передача знаний, а развитие у школьников способностей к самостоятельному мышлению, анализу и созданию нового. В уроки русского языка и литературы можно интегрировать творческие задания, такие как написание эссе, создание литературных героев, разработка альтернативных концовок произведений. Эти задания способствуют развитию воображения, критического мышления и умения выражать свои мысли в письменной форме.

Одним из перспективных направлений является использование технологии проблемных вопросов (кейс-методов). Эта технология предполагает анализ конкретных ситуаций, которые требуют от учащихся решения поставленных задач. Например, можно предложить ученикам анализировать ситуацию, описанную в литературном произведении, и обсуждать её в контексте современных реалий. Это помогает связать изучаемый материал с жизнью и развить у учащихся практические навыки применения полученных знаний.

Таким образом, использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы является важным условием для обеспечения качественного образования. Эти технологии не только помогают сделать учебный процесс более интересным и увлекательным для учащихся, но и способствуют формированию у них ключевых компетенций, таких как критическое мышление, умение работать с информацией, коммуникативные навыки и самостоятельность. Интеграция инновационных методов обучения позволяет учителю создать условия для всестороннего развития учащихся и их успешной социализации в современном мире.

 

Список литературы

 

Аметова

Э

.

К

.

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 08.10.2024).

Бурганова

, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся / Ф. Ф.

Бурганова

. —

Текст :

непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-

Петербург :

Свое издательство, 2015. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9280/ (дата обращения: 08.10.2024).

Никитина Е

.

А

.

, Никитин Г

.

М

.

Интернет-среда и применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

// Педагогика: история, перспективы. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-sreda-i-primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 08.10.2024).

Умарова Р.В.,

Фаткуллаева

В.С.

Использование педагогических технологий на уроках литературы как условие обеспечения современного качества образования

// Экономика и социум. 2021. №11-2 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-tehnologiy-na-urokah-literatury-kak-uslovie-obespecheniya-sovremennogo-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 08.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×