МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
Мартыненко Виктория Васильевна, учитель химии,
ГБОУ ЛНР "Сычанская ООШ"
Аннотация: В статье рассмотрены методы развития критического мышления и исследовательских навыков у школьников на уроках химии. Представлены конкретные приемы и подходы, которые способствуют формированию у учащихся навыков анализа, синтеза и оценки информации, а также умения проводить самостоятельные исследования и делать выводы. Приводятся примеры заданий и проектов, которые помогают школьникам осваивать материал более глубоко и активно участвовать в процессе обучения. В статье подчеркивается важность вовлеченности учеников в практическую деятельность и научный поиск для достижения успешных образовательных результатов.
Ключевые слова: критическое мышление, исследовательские навыки, химия, школьное образование, методика преподавания, научное мышление, анализ, эксперимент.
Химия как наука предоставляет широкий спектр возможностей для развития у школьников критического мышления и исследовательских навыков. Это предмет, который требует не только знаний теоретических основ, но и умения применять их на практике, анализировать результаты экспериментов и делать выводы. Современная методика преподавания химии ставит перед педагогами задачу не просто передать информацию, но и научить учащихся думать, задавать вопросы и самостоятельно искать ответы.
Критическое мышление подразумевает способность анализировать информацию, оценивать её достоверность, делать выводы на основе доказательств и различать факты от мнений. В химии эти навыки особенно важны, так как многие процессы и явления требуют глубокого осмысления и всестороннего анализа.
Одним из эффективных методов развития критического мышления является использование проблемного обучения. Учителю следует предлагать учащимся задания, которые требуют анализа ситуации, постановки вопросов и поиска решений. Например, можно предложить учащимся рассмотреть проблему загрязнения окружающей среды химическими веществами и найти возможные способы её решения. Такое задание требует от школьников не только знаний по химии, но и умения анализировать последствия человеческой деятельности и делать выводы на основе научных данных.
Еще одним важным элементом развития критического мышления является проведение лабораторных работ и экспериментов. Лабораторная работа – это не просто выполнение инструкции, а возможность для учеников самостоятельно исследовать явления и процессы. Учитель может предложить учащимся самостоятельно разработать эксперимент, направленный на проверку гипотезы. Например, учащиеся могут исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций, изменяя различные условия и фиксируя результаты. Это помогает школьникам научиться выдвигать гипотезы, проверять их и делать выводы на основе собранных данных.
Исследовательская деятельность в химии также тесно связана с развитием критического мышления. Учащиеся, участвуя в научных проектах и конкурсах, учатся самостоятельно искать информацию, анализировать её и применять на практике. Примером успешного проекта может быть исследование состава воды в местных водоемах или анализ химических веществ, используемых в быту. Такие проекты помогают школьникам не только осваивать химические знания, но и развивать навыки самостоятельного поиска информации, работы с литературой и проведению анализов.
Для того чтобы развивать у учащихся критическое мышление, важно использовать разнообразные методы обучения. К ним можно отнести:
1. Дебаты и дискуссии. На уроках химии можно обсуждать актуальные темы, такие как использование химических веществ в медицине, сельском хозяйстве или промышленности. Учащиеся должны уметь аргументировать свою точку зрения, опираясь на научные факты, а также оценивать аргументы своих оппонентов.
2. Анализ научных статей и исследований. Учитель может предложить учащимся рассматривать современные научные публикации по химии, обсуждать их содержание и делать выводы. Это помогает школьникам научиться работать с научными текстами и критически оценивать полученную информацию.
3. Проектная деятельность. Один из лучших способов развивать исследовательские навыки – это вовлечение школьников в проектные работы. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Например, учащиеся могут исследовать влияние химических веществ на рост растений или разработать эксперимент по очистке воды.
Важным элементом уроков химии, способствующим развитию критического мышления, является работа с ошибками. Учитель должен поощрять учащихся к анализу своих ошибок, их обсуждению и поиску путей их исправления. Это способствует формированию у школьников осознанного подхода к учебе и готовности к самостоятельному анализу своих действий.
Также важно использовать методы, которые способствуют развитию творческого мышления. Например, можно предложить учащимся разрабатывать новые способы использования химических реакций в повседневной жизни или создавать новые химические продукты с определенными свойствами. Такие задания требуют от учащихся не только знаний, но и креативного подхода, что является важным аспектом научного мышления.
На уроках химии можно применять метод кейсов, когда учащиеся работают с реальными или смоделированными ситуациями, требующими принятия решений на основе научных данных. Например, можно предложить учащимся рассмотреть вопрос о выборе наилучшего способа переработки химических отходов. Этот метод позволяет школьникам развивать навыки анализа, синтеза информации и аргументации своих решений.
Таким образом, развитие критического мышления и исследовательских навыков на уроках химии требует от учителя применения разнообразных методов обучения, включающих как теоретическую, так и практическую деятельность. Вовлечение школьников в процесс исследования и анализа научных данных помогает им не только лучше понимать предмет, но и развивать навыки, которые будут полезны в их дальнейшей жизни и учебе.
Учитель, который стремится развивать у своих учеников критическое мышление, должен быть готов к диалогу, обсуждению и поощрению самостоятельной работы учащихся. Внедрение таких методов обучения помогает сделать процесс изучения химии более интересным и значимым для школьников, а также готовит их к активному участию в научной и общественной жизни.
Список литературы
Алтаева, Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии / Ш. К. Алтаева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36287/ (дата обращения: 09.10.2024).
Венкова
С.И. Формирование исследовательских умений и навыков в курсе химии в основной и старшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskih-umeniy-i-
navykov-v-kurse-himii-v-osnovnoy-i-starshey-shkole (дата обращения: 09.10.2024).
Кочнова
Е.С.
Формирование критического мышления на уроках химии
// Вестник магистратуры. 2020. №5-5 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-himii (дата обращения: 09.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат