ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Хорева Эльвира Амировна, учитель МБОУ
"Средняя общеобразовательная школа № 49" г. Курск
Аннотация. В данной статье рассматриваются разнообразные формы и методы проверки качества знаний учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе. Обосновывается необходимость системного подхода к оцениванию, а также обсуждаются современные тенденции и технологии, способствующие более точной и эффективной оценке учебных достижений. Статья ориентирована на учителей математики и методистов, стремящихся улучшить практику оценки в образовательном процессе.
Ключевые слова: оценка знаний, методы проверки, формы проверки, математика, общеобразовательная школа, педагогические технологии.
Проверка качества знаний учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в такой предметной области, как математика. Эффективная оценка позволяет не только выявить уровень усвоения учебного материала, но и скорректировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение. В данной статье рассмотрим основные формы и методы проверки знаний, их преимущества и недостатки, а также современные подходы к оцениванию.
Проверка знаний учащихся выполняет несколько ключевых функций:
- Диагностическая: помогает определить уровень усвоения материала и выявить пробелы в знаниях.
- Корректирующая: на основе результатов проверки можно скорректировать методы преподавания.
- Мотивационная: оценка может стимулировать учащихся к более серьезному отношению к учебе.
- Контрольная: обеспечивает соблюдение образовательных стандартов.
Существует множество проблем, связанных с проверкой знаний:
- Субъективность оценивания.
- Неправильное толкование результатов.
- Неадекватные формы и методы оценки.
Формы проверки знаний
1. Тестирование
Тестирование является одной из самых распространенных форм проверки. Оно может быть как письменным, так и устным. Тесты позволяют быстро оценить уровень знаний, но требуют тщательной подготовки.
Плюсы тестирования
- Быстрая и объективная оценка.
- Возможность проверки большого объема материала.
Минусы тестирования
- Ограничение на раскрытие темы.
- Часто не учитывает глубину понимания.
2. Устный опрос
Устный опрос позволяет выявить не только знание фактов, но и уровень понимания материала. Он может быть как фронтальным, так и индивидуальным.
Плюсы устного опроса
- Возможность диалога и уточнения.
- Проверка логики и способности к аргументации.
Минусы устного опроса
- Субъективность оценивания.
- Волнение учащихся может повлиять на результат.
3. Письменные работы
Письменные работы включают контрольные, домашние задания и рефераты. Они позволяют оценить как качество, так и количество усвоенного материала.
Плюсы письменных работ
- Возможность глубокого анализа темы.
- Объективность оценки.
Минусы письменных работ
- Долгое время на проверку.
- Возможность списывания.
Методы проверки знаний
1. Формативная оценка
Формативная оценка применяется в процессе обучения для контроля за прогрессом учащихся. Она позволяет учителю корректировать образовательный процесс в реальном времени.
Примеры формативной оценки
- Текущие тесты.
- Задания на уроках.
- Интерактивные методики (например, работа в группах).
2. Суммативная оценка
Суммативная оценка проводится по завершении учебного периода и позволяет подвести итоги. Это может быть контрольная работа, экзамен или итоговый тест.
Плюсы суммативной оценки
- Объективная оценка итогов обучения.
- Подходит для анализа образовательных результатов.
Минусы суммативной оценки
- Ограниченная возможность корректировки.
- Не всегда отражает реальный уровень знаний.
Оценка с использованием технологий
Современные технологии открывают новые горизонты для оценки знаний. Электронные тесты и онлайн-платформы позволяют проводить тестирование в удобное время и место.
Примеры технологий
- Платформы для дистанционного обучения (например, Moodle).
- Приложения для создания интерактивных тестов (например, Kahoot!).
Примеры эффективных методов и форм проверки
1. Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет учащимся применить знания на практике. Учащиеся могут разрабатывать проекты, исследовать различные математические концепции и представлять результаты.
Преимущества проектной деятельности
- Развитие критического и творческого мышления.
- Углубленное понимание темы.
2. Игровые технологии
Использование игровых технологий в обучении способствует повышению мотивации и интереса учащихся. Игры могут быть как настольными, так и компьютерными.
Примеры игр
- Математические квесты.
- Онлайн-игры по математике.
Проблемы и вызовы при оценивании
1.Субъективность оценивания
Субъективность оценивания может привести к искажению результатов. Для снижения субъективизма можно использовать критерии оценки.
2.Нехватка времени
Проверка письменных работ требует значительного времени. Важно находить баланс между качеством и количеством проверяемых работ.
3. Учет индивидуальных особенностей учащихся
Каждый ученик уникален, и его подход к обучению может отличаться. Учителю необходимо учитывать эти особенности при проведении проверки знаний.
В заключение можно отметить, что проверка качества знаний учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе является сложной, но важной задачей. Разнообразие форм и методов проверки позволяет более точно оценить уровень усвоения материала и выявить пробелы в знаниях. Применение современных технологий и игровых методов может значительно повысить мотивацию учащихся и сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Для достижения наилучших результатов учителям следует постоянно обновлять свои знания и практики в области оценки, адаптируя их под нужды своих учеников.
Список литературы
1. Далингер, В. А. Методика развивающего обучения математике : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко ; под общей редакцией В. А. Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Маеренкова В. В. Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках математики // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — с. 21-23. https://moluch.ru/th/2/archive/71/2797/
3. Мансуров М., Мелиева Х., Султанов Д. Приёмы и виды контроля знаний учащихся по математике // Молодой ученый. — 2016. — №3.1. — с. 12-14. https://moluch.ru/archive/107/26025/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат