ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Жуканова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов
Физико-математический лицей № 366, г. Санкт- Петербург
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования и развития функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения русскому языку. В современных условиях образования важной задачей является подготовка учащихся к успешной учебной деятельности и жизни в обществе, что невозможно без достаточного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность включает в себя способность детей понимать и использовать полученные знания в различных ситуациях, в том числе в повседневной жизни. В статье рассматриваются основные компоненты функциональной грамотности, методы и подходы, используемые на уроках русского языка для её развития, а также практические рекомендации для учителей начальных классов. Приведены примеры эффективных заданий и упражнений, которые способствуют улучшению навыков чтения, письма, анализа текстов и речевого общения у младших школьников.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, методы обучения, навыки чтения, навыки письма, текстовая деятельность, коммуникативные компетенции.
Современное образование предъявляет новые требования к обучению младших школьников, в том числе и в рамках предмета «Русский язык». В условиях быстро меняющегося мира и высоких требований к информационному уровню детей, одним из важнейших аспектов образовательного процесса является развитие функциональной грамотности.
Функциональная грамотность — это способность человека понимать, анализировать и использовать полученные знания и информацию в различных жизненных ситуациях. Для младших школьников, чей мозг активно развивается, важным аспектом является формирование не только знаний о языке, но и умения применять эти знания на практике. Это включает в себя навыки восприятия, интерпретации, анализа текстов, способность логически и грамотно излагать свои мысли и эффективно общаться с окружающими. В данной статье мы рассмотрим, как эффективно развивать функциональную грамотность младших школьников на уроках русского языка.
Функциональная грамотность младших школьников включает в себя несколько компонентов, которые активно формируются на уроках русского языка. Это:
Чтение с пониманием – способность не только прочитать текст, но и осознать его содержание, выделить главное, делать выводы.
Письмо – навык составления грамотных текстов, правильное использование языка, пунктуации, грамматики и орфографии.
Анализ и интерпретация текстов – умение понимать содержание текста, выявлять логические связи между его частями, делать выводы и формулировать собственное мнение.
Коммуникативные навыки – способность формулировать свои мысли, задавать вопросы, вести беседу, аргументировать свои высказывания.
Применение знаний в жизни – способность использовать полученные знания и навыки для решения различных повседневных задач.
Методы и подходы к формированию функциональной грамотности на уроках русского языка
На уроках русского языка учитель имеет широкие возможности для развития функциональной грамотности учащихся. Важно помнить, что формирование грамотности не ограничивается только обучением грамматике и орфографии. Сюда также входит развитие речи, умение вести диалог, аргументировать свои высказывания и анализировать тексты. Важнейшими методами, способствующими развитию функциональной грамотности, являются:
Чтение с осмыслением. Чтение с пониманием является основой функциональной грамотности, так как оно помогает учащимся не только овладеть навыками декодирования текста, но и научиться выделять основное, интерпретировать информацию. Для развития этого навыка важно:
Использовать разнообразные тексты: художественные, познавательные, деловые. Применение различных жанров помогает детям научиться анализировать и сопоставлять информацию, а также использовать различные источники знаний.
Включать задания на осмысление прочитанного: вопросы по содержанию, задания на выделение главной мысли, анализ персонажей, поиск причинно-следственных связей в тексте.
Пример задания: прочитав рассказ о природе, ребенок должен выделить основные факты о сезоне, который описан в тексте, и объяснить, какие изменения происходят в природе.
Работа с текстами различного типа. На уроках русского языка важно обучать детей работе с разными видами текстов: повествовательными, описательными, рассуждениями, инструкциями. Это позволяет формировать у школьников способность воспринимать, анализировать и применять различные типы информации.
Пример задания: написание инструкции по выполнению какого-либо задания (например, как сделать поделку из бумаги). Ребенок учится формулировать четкие и понятные шаги, что напрямую связано с развитием функциональной грамотности.
Интерактивные задания и групповые формы работы. Групповые формы работы способствуют развитию коммуникативных навыков, а также учат детей работать с текстами в коллективе. Совместное обсуждение материала помогает формировать у младших школьников критическое мышление, умение слушать и учитывать мнение других людей.
Пример задания: дети читают отрывок из произведения и в группах обсуждают характер персонажей, события рассказа, делая выводы о поступках героев.
Использование проблемных ситуаций. Метод проблемного обучения способствует развитию у школьников самостоятельности и критического мышления. Педагог предлагает учащимся не готовые ответы, а ситуации, в которых нужно найти решение, используя знания, полученные на уроках.
Пример задания: задать детям текст с ошибками, а затем предложить найти и исправить их. Это развивает внимательность, анализ и способность к самоконтролю.
Развитие письменной речи. Для формирования функциональной грамотности важна работа над развитием письменной речи. Это позволяет детям научиться четко и ясно излагать свои мысли, а также применять знания о языке на практике.
Пример задания: написание сочинений, рассказов, описаний на основе прочитанного текста или собственного опыта. Важно также развивать навыки редактирования и корректировки собственных текстов.
Использование проектной деятельности. Проектная деятельность помогает учащимся не только осваивать язык, но и развивать критическое мышление, учит работать в группе, а также помогает применять знания на практике. Проектная работа может быть связана с изучаемым текстом, написанием коллективных сочинений, исследовательской работой по теме урока.
Пример задания: создание группового проекта по теме "Моя Родина". В этом проекте дети используют материалы по географии, истории и культуре своего региона, учат составлять текст, грамотно излагать свои мысли и защищать проект перед классом.
Практические рекомендации для учителей
Использовать разнообразные источники информации. Важно подключать детям не только учебники, но и дополнительные материалы, такие как мультимедийные ресурсы, фильмы, интернет-статьи. Это расширяет кругозор и помогает учащимся научиться использовать знания в различных контекстах.
Регулярно использовать задания на развитие критического мышления. Дети должны уметь не только воспринимать информацию, но и анализировать её, делать выводы и высказывать аргументированные мнения.
Активно использовать игровые и интерактивные формы обучения. Игры, такие как кроссворды, викторины, карточки, задания с интерактивной доской, помогут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Обучать детей составлению и редактированию текстов. Работа над собственными текстами, их редактирование и обсуждение в группе помогает детям научиться высказывать свои мысли грамотно и логично.
Развивать навыки самоконтроля и самооценки. Учите детей анализировать свои достижения, выявлять сильные и слабые стороны в выполнении заданий. Это способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе.
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников является важной задачей уроков русского языка. Это не только умение читать и писать, но и способность применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Разнообразные методы и подходы, такие как работа с текстами различных жанров, интерактивные задания, проектная деятельность и развивающие игры, способствуют эффективному формированию функциональной грамотности у школьников. Уроки русского языка являются отличной основой для развития этих важных навыков, что помогает детям успешно адаптироваться к учебной деятельности и жизни в обществе.
Список литературы
Бурова, Н. В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н. В. Бурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105197/
Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454. — URL:
https://moluch.ru/archive/449/98838/
Корякина, Г. А. Особенности формирования проектных умений младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Корякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27764/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат