Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Дидактические игры как средство развития речевых и литературных навыков у младших школьников. Работа №72234

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Дидактические игры как средство развития речевых и литературных навыков у младших школьников
Работа:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Жуканова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов

Физико-математический лицей № 366, г. Санкт- Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования дидактических игр как эффективного средства развития речевых и литературных навыков у младших школьников. В статье рассматриваются различные типы дидактических игр, которые способствуют формированию у детей навыков устной и письменной речи, понимания литературных произведений, а также развитию воображения и творческого мышления. Охарактеризованы основные преимущества использования игровых технологий на уроках, приведены конкретные примеры игр и рекомендаций для их эффективного применения в образовательном процессе. Дидактические игры рассматриваются как средство повышения мотивации и интереса детей к учебной деятельности, развития их коммуникативных умений и литературной грамотности.

Ключевые слова: дидактические игры, младшие школьники, речевые навыки, литературные навыки, чтение, письмо, игровая деятельность, методика обучения, устная речь, письменная речь.

 

В современных образовательных учреждениях важной задачей начального обучения является развитие у детей различных навыков, в том числе речевых и литературных. На этом этапе школьного образования у младших школьников закладываются основы грамотности, способности к восприятию и анализу текстов, а также умение выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Важным инструментом для достижения этих целей являются дидактические игры. Эти игры не только способствуют развитию речи, но и помогают детям осваивать литературные произведения, учат понимать и интерпретировать их содержание.

Дидактическая игра позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и доступным, активизировать интерес детей к учебному процессу, развить их креативность, творческое и критическое мышление. Кроме того, игры создают благоприятную атмосферу для общения и взаимодействия детей между собой, что способствует развитию их коммуникативных умений. В данной статье будут рассмотрены основные принципы использования дидактических игр для развития речевых и литературных навыков у младших школьников.

Одной из важнейших задач начальной школы является развитие речевых навыков у детей. Умение четко и грамотно выражать свои мысли, строить предложения, правильно использовать лексику и грамматику – это основа успешной учебной деятельности. Дидактические игры могут значительно облегчить процесс усвоения этих навыков, поскольку игра является природной деятельностью ребенка, в которую он включается с удовольствием и вовлеченностью.

Игры для развития устной речи

Одним из самых простых, но эффективных методов для формирования речевых навыков является использование игр, в которых дети активно взаимодействуют друг с другом, рассказывают истории, отвечают на вопросы, описывают предметы или события.

Примеры таких игр:

«Сказочный дом»: детям предлагается поочередно рассказать о каком-либо персонаже сказки, придумать его характерные черты, действия, чтобы другие могли угадать о ком идет речь.

«Я буду…»: в этой игре учитель задает тему (например, «Я буду солдатом»), а ребенок должен рассказать о том, какие действия и поступки характерны для данной профессии или роли, используя соответствующий лексикон.

Эти игры развивают не только грамотную речь, но и учат детей мыслить логически, выстраивать связные повествования и формулировать свои мысли в словах.

Игры на развитие слухового восприятия и памяти

Игры на развитие слухового восприятия и памяти также играют важную роль в речевом развитии младших школьников. Ребенок должен научиться выделять в словах звуки, слоги, а также запоминать и воспроизводить услышанные слова.

Примеры игр:

«Запомни слово»: учитель произносит слово, и дети должны повторить его, а затем использовать в предложении.

«Что я слышу?»: игра, в которой дети должны повторить услышанные слова, классифицировать их по категориям (животные, предметы, профессии), что способствует развитию их фонематического слуха.

Дидактические игры как средство развития литературных навыков

Развитие литературных навыков у младших школьников включает в себя не только понимание текста, но и способность его анализировать, делать выводы, выражать собственное мнение. Дидактические игры являются отличным средством для того, чтобы дети не только учили текст наизусть, но и глубоко его осмыслили.

Игры на развитие литературного восприятия

Литературные игры направлены на развитие способности детей воспринимать и интерпретировать текст, выделять основные идеи, понимая авторские замыслы.

Примеры таких игр:

«Кто автор?»: учитель читает отрывок из произведения, а дети должны угадать, кто является его автором. Этот вид игры помогает детям знакомиться с великими авторами, расширять кругозор.

«Составь свою сказку»: детям предлагается набор элементов (персонажи, события, место действия), и они должны сочинить на основе этих элементов свою сказку. Это развивает творческие способности, помогает выстраивать логическую структуру рассказа и использовать литературные формы речи.

Игры на развитие навыков пересказа

Пересказ – это важный элемент развития литературных навыков. Он помогает не только закрепить прочитанный материал, но и учит детей излагать мысли своими словами, строить логические связи.

Примеры таких игр:

«Перескажи, как хочешь»: детям предлагается пересказать прочитанный текст, используя разные стили речи (например, как в газете, в стихах, как у сказочника). Это упражнение помогает развить не только речевые, но и литературные навыки, расширяя словарный запас.

«Пересказ в вопросах и ответах»: дети должны составить вопросы к тексту, а затем дать ответы на них, тем самым проверяя свое понимание произведения.

Игры на развитие воображения

Игры, стимулирующие воображение, позволяют младшим школьникам не только лучше понимать и анализировать тексты, но и развивать свои творческие способности.

Примеры таких игр:

«Живые персонажи»: дети получают карточки с изображением персонажей сказок, и они должны представить, что это они, и рассказать о себе. Такие игры помогают детям почувствовать себя частью литературного мира, развить эмпатию и воображение.

«Сказочная сцена»: детям предлагается воссоздать сцену из прочитанного произведения с помощью жестов, мимики или рисования. Это развивает воображение и помогает глубже понять содержание произведения.

Преимущества дидактических игр в образовательном процессе

Использование дидактических игр на уроках русского языка и литературы в начальных классах имеет ряд преимуществ:

 

Повышение мотивации. Игровая форма обучения вызывает у детей интерес, помогает расслабиться и включиться в учебный процесс, не чувствуя напряжения.

Развитие коммуникативных навыков. Совместные игры способствуют развитию навыков общения, учат детей слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и работать в группе.

Креативность и воображение. Игры развивают творческое мышление, помогают детям смотреть на мир шире и глубже, а также учат решать нестандартные задачи.

Гибкость и адаптивность. Игры легко адаптировать под любые учебные темы, возрастные особенности детей и их индивидуальные потребности.

Дидактические игры являются эффективным средством развития речевых и литературных навыков у младших школьников. Использование различных игровых методов помогает детям не только осваивать грамматические и лексические нормы, но и глубже понимать литературные произведения, развивать творческие и аналитические способности. Важно, чтобы учителя начальных классов активно использовали игровые формы обучения, адаптируя их под особенности своего класса и возрастные характеристики детей. Игровая деятельность стимулирует детей к активному участию в учебном процессе, повышает их интерес к предмету и способствует всестороннему развитию.

 

 

Список литературы

Атращенкова А.А., Можаитина О.А. Роль дидактических игр в обучении младших школьников // Вестник науки. 2024. №3 (72).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov.

Каримова Н.Р. Дидактическая игра как потре

бность в развитии младших школьников // Экономика и социум. 2023. №1-1 (104).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-potrebnost-v-razvitii-mladshih-shkolnikov.

Мельник Алёна Олеговна, Бухалина Нелли Михайловна, Тетеркина Светлана П

авловна, Журавлева Елена Александровна Сущность понятия «дидактических игры» и роль дидактических игр в процессе обучения // Интерактивная наука. 2022. №6 (71).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-didakticheskih-igry-i-rol-didaktiche

skih-igr-v-protsesse-obucheniya.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×