РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Славгородская Нина Николаевна, учитель английского языка
ГБОУ Луганской Народной Республики
"Сычанская общеобразовательная школа "
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития речевой активности учащихся на уроках английского языка. Описаны методы и подходы, способствующие активному использованию языка в устной речи. Рассмотрены преимущества интерактивных методов обучения, групповой работы, а также использования современных технологий для повышения мотивации и активности школьников. Особое внимание уделено созданию речевых ситуаций, моделирующих реальные коммуникативные задачи.
Ключевые слова: речевая активность, английский язык, интерактивные методы, коммуникация, мотивация, устная речь.
Одной из главных целей обучения английскому языку в школе является развитие речевой активности учащихся, то есть умения не только понимать иностранную речь, но и активно использовать её в общении. Задача учителя — создать условия, при которых каждый ученик сможет преодолеть языковой барьер и почувствовать уверенность в своих языковых навыках. Речевая активность формируется постепенно и требует от учителя применения особых методик, которые стимулируют желание говорить и коммуницировать на английском языке.
Одним из ключевых аспектов, способствующих развитию речевой активности, является использование коммуникативного подхода. Основная идея этого подхода заключается в том, что обучение иностранному языку должно быть ориентировано на реальные ситуации общения. Школьники должны видеть в языке не просто набор грамматических правил и лексических единиц, а средство для решения повседневных задач. Учитель, используя коммуникативные методы, может создавать на уроках речевые ситуации, близкие к реальной жизни: обсуждение новостей, ролевые игры, диалоги в кафе или на вокзале. Это помогает ученикам почувствовать актуальность изучаемого материала и развивает их готовность использовать язык в разных контекстах.
Интерактивные методы обучения играют важную роль в активизации речевой деятельности на уроках английского языка. Групповая работа, диалоги, дискуссии, игры — все это стимулирует школьников к более активному использованию языка. В процессе групповой работы ученики взаимодействуют друг с другом, что создаёт естественную среду для общения на иностранном языке. При этом важно, чтобы учитель правильно распределил роли и задания в группе, чтобы каждый ученик имел возможность говорить, выражать своё мнение и реагировать на реплики других. Такая организация урока помогает развивать навыки устной речи у всех участников, независимо от их начального уровня владения языком.
Для того чтобы ученики активнее включались в процесс общения на уроках, необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу. Часто школьники боятся делать ошибки и избегают говорить на иностранном языке из-за страха быть неправильно понятыми или осмеянными. Задача учителя — создать комфортную и поддерживающую среду, где ошибки будут восприниматься как естественная часть процесса обучения. Позитивная обратная связь, поддержка и поощрение за активное участие помогают снизить уровень тревожности у учащихся и мотивируют их к дальнейшим попыткам.
Мотивация является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие речевой активности. Ученики охотнее участвуют в общении, если тема обсуждения вызывает у них интерес. Важно подбирать такие темы для обсуждений и диалогов, которые будут актуальны для конкретной возрастной группы учащихся. Например, старшеклассники могут с интересом обсуждать современные технологии, фильмы, путешествия, тогда как младшим школьникам будут ближе темы, связанные с играми, домашними питомцами или школьными событиями. Учитель должен учитывать интересы своих учеников и подбирать материал, который будет им близок и понятен, чтобы стимулировать их желание говорить.
Современные технологии предоставляют учителю английского языка множество инструментов для развития речевой активности учащихся. Использование интерактивных досок, онлайн-платформ, приложений для изучения языка значительно расширяет возможности организации речевой практики на уроках.
Использование видеоматериалов и аудиозаписей на английском языке также способствует развитию речевой активности. Учащиеся могут прослушивать диалоги носителей языка, анализировать их, а затем воспроизводить или обсуждать услышанное. Такие упражнения помогают развивать навыки восприятия иностранной речи на слух, что напрямую связано с улучшением устной речи. Кроме того, просмотр коротких видеороликов или фрагментов фильмов стимулирует желание обсуждать увиденное, задавать вопросы и делиться впечатлениями, что способствует развитию речевой активности.
Ролевые игры и симуляции реальных ситуаций являются ещё одним эффективным методом, который помогает школьникам активно использовать английский язык. Ролевые игры, где учащиеся примеряют на себя роли туристов, продавцов, официантов или консультантов, помогают не только практиковать языковые навыки, но и развивают уверенность в себе. Эти задания требуют от учеников активного участия, позволяют им адаптироваться к различным ситуациям и использовать язык более свободно и естественно.
Не менее важно уделять внимание развитию индивидуальной работы с каждым учеником. В классе всегда есть ученики с разными уровнями языковой подготовки, и каждому из них необходимо своё пространство для выражения мыслей. Учителю важно вовремя заметить тех, кто стесняется или боится говорить, и помочь им преодолеть эти барьеры. Индивидуальные задания, такие как монологи или подготовка презентаций, помогают школьникам развивать свои навыки речи в комфортных условиях, а затем делиться результатами с классом.
Таким образом, развитие речевой активности на уроках английского языка требует от учителя использования разнообразных методов и приёмов, направленных на создание коммуникативных ситуаций и активное вовлечение учащихся в процесс общения. Интерактивные задания, групповая работа, использование современных технологий и создание психологически комфортной среды — всё это способствует формированию у школьников уверенности в своих языковых способностях и развивает их готовность использовать английский язык в реальной жизни. Учителю необходимо создавать условия, при которых каждый ученик сможет развить свои речевые навыки, преодолеть страх ошибок и почувствовать радость от владения иностранным языком.
Список литературы
Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего
образования :
методическое пособие для учителя / М. З.
Биболетова
, Н. Н.
Трубанева
; под ред. И. Н.
Добротиной
. –
М. :
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 103 с.
Лазарева, О. П. Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода / О. П. Лазарева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15.2 (95.2). — С. 40-42.
Минтинова
Н
.
А
.
, Кускова И
.
В
.
Современный урок. Использование игрового метода обучения на уроках английского языка младших школьников
// НАУ. 2020. №60-1 (60). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-urok-ispolzovanie-igrovogo-metoda-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.10.2024).
Петренко, М. А. Развитие речи учащихся посредством использования игровых методов на уроках английского языка / М. А. Петренко. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 634-637. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71234/ (дата обращения: 08.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат