ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Полякова Наталья Васильевна,
воспитатель МБДОУ №7 "Незабудка", г. Усть-Илимск,
Иркутская область
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния природы на развитие детей дошкольного возраста и роли экологического образования в формировании экологического сознания и развития личности. Рассматриваются основные задачи и методы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. В статье предложены подходы к организации образовательной деятельности, направленной на привлечение детей к осознанному восприятию природы и формированию ответственного отношения к окружающей среде.
Ключевые слова: экологическое образование, дошкольники, природа, экологическое воспитание, развитие детей, окружающая среда, экологическая культура, дошкольные учреждения.
Природа оказывает огромное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Взаимодействие с природой способствует формированию у детей важных личностных качеств, таких как любознательность, ответственность, трудолюбие и уважение к окружающему миру. Кроме того, природная среда развивает сенсорные и познавательные способности детей, стимулирует их физическую активность и улучшает эмоциональное состояние.
Воспитание детей через природу — это неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Экологическое образование, начатое в детском саду, закладывает основы экологического сознания и уважительного отношения к окружающей среде. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста — важная задача современного общества, которая требует комплексного подхода и систематической работы со стороны педагогов.
Природная среда — это мощный фактор, оказывающий влияние на всестороннее развитие ребёнка. Взаимодействие с природой способствует развитию:
- Познавательных способностей. Наблюдение за природными явлениями и процессами, такими как смена сезонов, рост растений и поведение животных, способствует формированию у детей представлений о мире, развивает их мышление, воображение и способность к анализу.
- Сенсорного восприятия. Природа является богатым источником сенсорных ощущений. Дети знакомятся с различными текстурами, цветами, звуками и запахами, что развивает их сенсорную восприимчивость.
- Физической активности. Прогулки на свежем воздухе, игры на природе и занятия спортом стимулируют физическое развитие детей, укрепляют их здоровье и способствуют повышению иммунитета.
- Эмоционального и эстетического восприятия. Природа вызывает у детей положительные эмоции, развивает их чувство прекрасного, учит их восхищаться красотой окружающего мира и ценить его.
Экологическое образование в дошкольных учреждениях направлено на формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе, развитие их экологической культуры. Основные задачи экологического воспитания включают:
- Формирование элементарных представлений об экологии. Дети учатся понимать взаимосвязь между человеком и природой, узнают о роли растений, животных и природных ресурсов.
- Развитие чувства ответственности за природу. Воспитание ответственности за окружающую среду начинается с элементарных действий, таких как бережное отношение к растениям и животным, экономия воды и энергии.
- Формирование экологической культуры. Дети учатся уважать природу, ценить её ресурсы и понимать необходимость сохранения экологического баланса.
- Развитие познавательной активности и интереса к природе. Важно формировать у детей интерес к изучению природы, поощрять их любознательность и стремление узнавать новое о мире вокруг.
Для успешного экологического воспитания детей дошкольного возраста используются разнообразные методы и формы работы. Вот несколько основных подходов:
1. Наблюдение за природой. Одним из самых эффективных методов экологического воспитания является непосредственное наблюдение за природными явлениями. Это могут быть прогулки в парке, наблюдение за птицами, растениями, насекомыми. Важно давать детям возможность задавать вопросы и рассуждать о том, что они видят.
2. Экологические проекты. Совместные проекты, такие как посадка деревьев или создание мини-сада в детском саду, помогают детям на практике осознать важность заботы о природе. Дети учатся ухаживать за растениями, понимать процесс их роста и развития.
3. Игры на экологическую тематику. Игровая форма работы с детьми помогает легко и интересно донести до них важные экологические знания. Это могут быть ролевые игры, викторины, настольные игры, посвящённые теме охраны природы.
4. Художественное творчество. Создание поделок из природных материалов, рисунков на тему природы и другие творческие задания помогают детям лучше понять и прочувствовать красоту и ценность окружающего мира.
5. Чтение и обсуждение литературы о природе. Важно включать в программу обучения чтение книг о природе, животных и экологических проблемах. Это помогает детям развивать экологическое сознание и понимать важность защиты окружающей среды.
6. Экологические праздники и акции. Организация праздников, таких как День Земли или День защиты окружающей среды, привлекает внимание детей к экологическим проблемам и учит их быть активными защитниками природы.
Организация экологического воспитания в дошкольных учреждениях может включать множество мероприятий и форм образовательной деятельности. Рассмотрим несколько примеров:
- Создание мини-огородов и цветников. Дети могут участвовать в создании мини-огородов или цветников на территории детского сада. Уход за растениями развивает у них чувство ответственности, учит их терпению и внимательности.
- Экскурсии в природные заповедники и парки. Походы и экскурсии на природу — это важная часть экологического воспитания. Во время таких мероприятий дети могут непосредственно наблюдать за природой, учиться бережному отношению к животным и растениям.
- Экологические мастерские. В рамках мастерских дети могут создавать поделки из природных материалов, таких как листья, шишки, веточки. Это помогает развивать творческие способности и учит детей использовать природные ресурсы с уважением.
- Экологические викторины и конкурсы. Проведение конкурсов на знание растений, животных и экологических правил стимулирует интерес детей к изучению природы и поощряет их стремление к экологически осознанному поведению.
Воспитатель играет ключевую роль в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Именно он должен стать для детей примером экологически осознанного поведения, привить им уважение к природе и заинтересованность в её защите. Важно, чтобы воспитатель не только организовывал экологические мероприятия, но и сам активно участвовал в них, показывая своим примером важность заботы о природе.
Задачи воспитателя в экологическом воспитании включают:
- создание условий для познания природы через наблюдения, эксперименты и творческую деятельность;
- формирование экологически правильных привычек у детей, таких как экономия воды, бережное отношение к растениям и животным;
- развитие у детей эмоциональной отзывчивости на природные явления, способность восхищаться красотой природы.
В заключение отметим, что природа оказывает огромное влияние на развитие детей дошкольного возраста, способствуя их всестороннему развитию. Экологическое образование в детском саду играет важную роль в формировании у детей экологического сознания и уважительного отношения к окружающему миру. Воспитатель, активно использующий методы экологического воспитания, может помочь детям стать ответственными и осознанными защитниками природы, способными ценить её красоту и ресурсы.
Список литературы
Бондаренко, Е. С. (2021). Экологическое воспитание дошкольников: теоретические основы и практические аспекты.
«
Вопросы педагогики и психологии детства
»
, 2(4), 23-29.
Гусева, И. В. (2019). Природа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
«
Педагогика детства
»
, 3(5), 15-21.
Захарова, О. В. (2020). Экологическое образование в дошкольных учреждениях: инновационные подходы.
«
Современное дошкольное образование
»
, 4(2), 34-41.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат