ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Звинчук Светлана Викторовна, воспитатель
МБДОУ ЦРР-детский сад «Тюльпан»,
р.п Иловля, Волгоградская область
Аннотация: Статья посвящена важной теме — воспитанию у детей бережного отношения к природе через художественную литературу. В условиях современного мира, где экология становится одной из наиболее актуальных проблем, задача формирования экологической культуры у детей становится первостепенной. Особое место в этом процессе занимает использование произведений художественной литературы, которые через яркие образы и сюжетные линии помогают детям развивать чувства любви и уважения к окружающему миру. Статья описывает, как можно с помощью книг воспитывать у детей умение наблюдать, ценить и защищать природу, а также предлагает конкретные рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
Ключевые слова: экологическое воспитание, природа, художественная литература, дошкольное воспитание, любовь к природе, бережное отношение, книги для детей.
Воспитание у детей бережного отношения к родной природе — это одна из важнейших задач дошкольного образования. В условиях глобальных экологических проблем и изменений в окружающей среде очень важно с самого раннего возраста прививать малышам любовь и уважение к природе, формировать у них экологическую грамотность. Эффективным инструментом для достижения этих целей является художественная литература. Через книги дети знакомятся с миром природы, учат ее ценить и защищать, а также развивают умение сопереживать, чувствовать и понимать живой мир. Художественная литература формирует у детей целый спектр ценностей, связанных с природой, и помогает их осознать на эмоциональном уровне.
Дошкольный возраст — это период активного формирования мировоззрения, когда ребенок воспринимает мир в первую очередь через чувства, образы и эмоции. Именно в это время важно начать закладывать основы бережного отношения к окружающему миру. Взгляд ребенка на природу прежде всего эмоционален, и поэтому он нуждается в ярких образах, которые помогут ему почувствовать, понять и полюбить все живое.
Художественная литература предоставляет уникальную возможность создания таких образов. Через рассказы, стихи, повести и сказки дети знакомятся с животными, растениями, природными явлениями, учат их различать и понимать. Прекрасным примером такого подхода являются произведения, в которых природа предстает не просто фоном, но и важным элементом сюжета. В таких книгах дети видят, как живые существа взаимодействуют друг с другом, как люди заботятся о растениях и животных, что природа требует заботы и уважения.
Одним из ярких примеров может служить произведение Корнея Чуковского «Тараканище». В этой сказке перед детьми открывается мир животных, где каждая особь обладает уникальными чертами характера. Это произведение помогает детям увидеть, как важно относиться к каждому живому существу с заботой и вниманием. Кроме того, оно учит, что у каждого существа, будь то маленький таракан или большое животное, есть свое место в мире, и оно должно быть защищено. Через такие произведения дети учат ценить природу и понимать важность ее охраны.
Не менее важным являются книги, которые знакомят детей с различными природными явлениями и цикличностью процессов в природе. Такие произведения позволяют детям наблюдать за сменой времен года, за поведением животных в различных условиях, что помогает формировать у детей представления о цикличности природы, о том, как она живет и развивается.
Кроме того, на примере художественной литературы можно познакомить детей с важными экологическими проблемами, такими как загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, исчезновение животных и растений. Важно, чтобы эти темы затрагивались не в абстрактной, а в доступной и понятной для детей форме.
Для дошкольников особенно важен тот факт, что художественная литература способствует развитию их воображения. В книгах для детей часто встречаются образы сказочных существ, которые могут быть символами природы. Например, персонажи многих русских народных сказок, такие как леший, домовой или русалка, выступают как хранители леса, водоемов и других природных объектов. Знакомя детей с такими персонажами, воспитатели могут объяснить детям, что каждый элемент природы имеет свое значение и важность.
Таким образом, с помощью литературы можно не только передать знания о природе, но и развить у детей экологическую эмпатию — способность сопереживать живым существам, понимать их потребности и заботиться о них. Особенно важным является подход, при котором ребенок не воспринимает природу как нечто чуждое, а, наоборот, как часть своего мира, в котором он живет и с которым взаимодействует.
Кроме того, важно помнить, что книги — это не единственный инструмент для воспитания бережного отношения к природе. Необходимо использовать и другие методы, такие как прогулки на свежем воздухе, наблюдения за природой, участие в различных экологических акциях и проектах. Воспитатель должен создавать условия для активного взаимодействия детей с природой, где книги станут прекрасным дополнением к практическим действиям.
Работа с художественной литературой дает воспитателю огромные возможности для формирования у детей устойчивых экологических установок. Воспитатель, используя книги и различные литературные произведения, может не только донести до детей основные экологические понятия, но и развить у них чувства сопереживания, любви и заботы о природе. Это поможет вырастить поколение, которое будет не только уважать природу, но и защищать ее для будущих поколений.
Использование художественной литературы для воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе — это мощный инструмент, который помогает сформировать у детей экологическую культуру, развить эмпатию и понимание важности заботы о природном окружении. С помощью книг дети учат различать, ценить и любить природу, что является залогом формирования у них ответственного отношения к окружающему миру.
Список литературы
Амет-Уста З
.
Р
.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством произведений о природе
// Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-proizvedeniy-o-prirode (дата обращения: 09.10.2024).
Ганиева Г
.
Р
.
,
Шарафетдинова
З
.
Г
.
П
рименение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников
// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-skazochnyh-syuzhetov-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov (дата обращения: 09.10.2024).
Терентьева Л
.
И
.
Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников // СДО. 2015. №1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-detskoy-literatury-v-ekologicheskom-obrazovanii-i-vospitanii-doshkolnikov (дата обращения: 09.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат