Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования . Работа №72289

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования
Работа:

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

Савченко Ирина Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Сказка"

г. Поронайска

 

Аннотация. Поисково-исследовательская деятельность является важной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях, способствуя развитию у детей любознательности, критического мышления и навыков решения проблем. В данной статье рассматриваются методы и примеры организации экспериментирования с детьми, а также важность вовлечения детей в активное познание окружающего мира.

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, дошкольники, экспериментирование, критическое мышление, воспитатель.

 

Развитие поисково-исследовательской деятельности у дошкольников — это не просто тренд, а необходимость в условиях современного образования. Дети, имея огромный потенциал к познанию мира, нуждаются в активном вовлечении в процессы, которые способствуют формированию их интереса к науке, природе и окружающему миру. Экспериментирование в этом контексте становится одним из самых эффективных методов, позволяющим раскрыть в детях исследовательский дух и инициативу.

Начинать знакомство с экспериментами можно с простых и доступных для восприятия опытов, которые не требуют сложных материалов и специальной подготовки. Например, можно провести опыт с водой и различными предметами. Для этого потребуются стакан с водой и несколько предметов: монета, губка, камешек, перышко и т.д. Воспитатель задает детям вопросы: «Что произойдет, если мы положим в воду каждый из этих предметов?» Дети могут предполагать, что некоторые предметы утонут, а другие всплывут. После того как они выскажут свои догадки, воспитатель предлагает провести эксперимент и наблюдать за результатами. Это не только помогает развить навыки наблюдения, но и формирует у детей способность делать выводы на основе проведенных опытов.

Экспериментирование можно интегрировать и в другие виды деятельности. Например, во время занятия по рисованию можно провести эксперимент с красками. Воспитатель предлагает детям смешать различные цвета и наблюдать, какие новые оттенки получаются. Это не только развивает творческие способности, но и знакомит детей с основами цвета и взаимодействия веществ. Такой подход позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность и оригинальность в процессе творчества.

Кроме того, важно создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности детей. Воспитатель может организовать уголок исследователя, где будут доступны различные материалы: лупы, микроскопы, простые приборы для измерения. Дети, увидев интересные предметы, смогут самостоятельно выбрать, с чем работать. Например, они могут изучать текстуры различных материалов, проводить опыты с магнитами или изучать растения под лупой. При этом воспитатель становится не просто учителем, а помощником, который направляет и поддерживает детей в их исследованиях.

Участие в экспериментировании важно не только для развития познавательных навыков, но и для формирования командного духа. Воспитатель может организовать групповые эксперименты, где дети будут работать вместе над решением одной задачи. Например, можно провести эксперимент с постройкой моста из различных материалов, чтобы выяснить, из чего можно сделать прочный мост, который выдержит вес игрушки. Дети будут обсуждать свои идеи, предлагать решения, и, в конечном счете, совместно достигнут результата. Этот опыт помогает развить навыки общения, сотрудничества и критического мышления.

Также можно использовать эксперименты для изучения природы. Например, в рамках проекта о растениях дети могут наблюдать, как растет семя. Воспитатель предлагает каждому ребенку посадить семя в стакан с землей и поливать его в течение недели. Дети будут вести наблюдения за ростом, записывать результаты и обсуждать, какие факторы влияют на скорость роста. Такой проект не только учит детей заботиться о природе, но и дает возможность им увидеть процесс роста в реальном времени, что вызывает огромный интерес и восхищение.

Важно помнить, что экспериментирование должно быть безопасным. Воспитатель должен заранее продумать, какие материалы и инструменты будут использоваться в опытах, а также убедиться, что дети понимают правила безопасности. Например, при работе с горячей водой или острыми предметами нужно обязательно объяснить детям, как правильно обращаться с ними, чтобы избежать травм.

Кроме того, родительское участие в процессе экспериментирования может значительно обогатить образовательный процесс. Воспитатель может организовать совместные занятия с родителями, где они смогут проводить простые эксперименты вместе с детьми. Это может быть, например, изучение свойств воздуха или воды в домашней обстановке. Родители смогут делиться своими наблюдениями и открытиями, а дети — применять свои знания на практике.

Таким образом, развитие поисково-исследовательской деятельности у дошкольников через экспериментирование формирует у детей не только познавательные навыки, но и помогает развивать творческое мышление, самостоятельность и уверенность в своих силах. Воспитатель, создавая атмосферу для открытий и экспериментов, способствует формированию любознательных и активных исследователей, готовых познавать окружающий мир. Эти навыки и качества станут основой для дальнейшего обучения и развития, а также помогут детям уверенно смотреть в будущее, где каждый новый день приносит новые открытия.

 

Список литературы

1. Заевская В. А. Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников / В. А. Заевская, М. К. Мойся. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 11-13.

2. Седых О. Н. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментирование / О. Н. Седых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 919-921.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×