Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Применение мнемотехник для запоминания орфографических правил и словарных слов на уроках русского языка. Работа №72292

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Применение мнемотехник для запоминания орфографических правил и словарных слов на уроках русского языка
Работа:

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Батырева Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 15, Забайкальский край, с. Бада

Аннотация. Статья посвящена применению мнемотехник на уроках русского языка как эффективного инструмента для запоминания орфографических правил и словарных слов. Рассматриваются основные принципы мнемотехники, её возможности в контексте школьного обучения, а также методические подходы, направленные на использование различных видов мнемотехник для развития орфографической грамотности у школьников. Особое внимание уделяется способам активизации памяти учащихся через визуальные, вербальные и ассоциативные техники. В статье представлены практические рекомендации и примеры упражнений, которые помогут учителям русского языка эффективно внедрить мнемотехнику в образовательный процесс.

Ключевые слова: мнемотехника, орфографические правила, словарные слова, запоминание, память, русская орфография, методика, уроки русского языка, школьное обучение.

Одной из главных задач преподавания русского языка в школе является развитие орфографической грамотности учащихся. В условиях быстрого информационного потока и множества школьных предметов запоминание орфографических правил и словарных слов становится для учеников значительным вызовом. Особенно сложными могут быть случаи запоминания слов с необычным написанием или трудных орфографических правил, которые не поддаются логическому объяснению.

В этой ситуации отличным помощником учителю русского языка становятся мнемотехники — специальные методы и приемы, направленные на улучшение запоминания. С помощью мнемотехник учащиеся могут не только быстрее запомнить трудные слова, но и развить навыки осознанного применения орфографических норм. Мнемотехника помогает активизировать память, используя различные формы ассоциаций, образов и рифм.

Мнемотехника основывается на использовании различных приемов, которые позволяют активизировать память и облегчить процесс запоминания. Ключевые принципы мнемотехники включают:

Ассоциативность. Создание ассоциаций между сложным материалом и уже известными, легко запоминаемыми фактами или образами.

Визуализация. Построение ярких, чётких визуальных образов, которые помогают «закрепить» информацию в памяти.

Повторение. Регулярное повторение материала помогает укрепить его в долговременной памяти.

Смысловая нагрузка. Для эффективного запоминания важно, чтобы материал был не только интересным, но и значимым для учащегося.

Применяя эти принципы, учитель может предложить ученикам разнообразные виды мнемотехник для запоминания орфографических правил и сложных словарных слов.

Мнемотехники для запоминания орфографических правил

Рифмованные мнемоники. Рифмованные мнемоники — это метод, основанный на использовании рифм и стихов для запоминания трудных орфографических случаев. Например, учащимся можно предложить запомнить правило написания приставок «на» и «в» с помощью стиха:

«Когда на столе ваза стоит,

«На» пишется там, где чётко видит.

А если в окно что-то летит,

То «в» вместо «на» всегда здесь сидит».

Визуальные образы. Для запоминания сложных слов можно использовать визуализацию. Например, чтобы запомнить написание слов с приставками «раз-» и «рас-», можно предложить учащимся представить два противоположных действия: «рас-» — это расставание, а «раз-» — это разбиение чего-то на части. Такие образы помогают детям лучше запомнить правила написания приставок.

Мнемонические фразы. Еще один эффективный прием — использование фраз или коротких предложений, в которых каждое слово помогает запомнить орфографическую норму. Например, для запоминания правил написания безударных гласных в корнях слов можно использовать фразу: «Как я без усталости узнал, что в словах без буквы “е” быть нельзя».

Ассоциативные цепочки. Этот метод подразумевает создание цепочки ассоциаций, которая помогает учащимся запомнить последовательность букв в сложных словах. Например, для запоминания написания слова «поток» можно предложить ученикам представить, как поток воды течет через разные предметы (п — палка, о — озеро, т — труба, о — облака, к — колодец). Такая цепочка визуальных образов помогает закрепить правильное написание слова в памяти.

Мнемотехники для запоминания словарных слов.

Визуальные карточки. Использование карточек с изображениями и написанием трудных слов помогает учащимся наглядно усвоить их правильное написание. Карточки можно использовать не только для повторения, но и для игры, например, предлагать детям по памяти восстанавливать написание слов, используя карточки с пропущенными буквами.

Словесные ассоциации. Для запоминания словарных слов эффективны также словесные ассоциации. Например, слово «амбар» можно запомнить, если связать его с образом большого хранилища для сена или зерна. Ассоциация «амбар — большое хранилище» будет в дальнейшем помогать вспоминать правильное написание.

Метод «ключевых слов». Этот метод заключается в том, что для запоминания сложных слов подбирается ключевое слово, которое ассоциируется с основной частью слова. Например, для запоминания слова «расстояние» можно использовать ассоциацию с фразой «рас-стойкое место» — это помогает ученикам помнить написание.

Преимущества применения мнемотехник в обучении

Применение мнемотехник в обучении русского языка дает ряд существенных преимуществ:

Ускоряет процесс запоминания. Ученики быстрее запоминают орфографические правила и словарные слова, так как используют ассоциативные образы.

Активизирует внимание и воображение. Мнемотехники способствуют развитию креативности и внимательности учащихся.

Улучшает восприятие материала. С помощью мнемотехник ученик воспринимает сложные правила не как абстрактные концепции, а как конкретные, понятные и запоминающиеся образы.

Стимулирует самостоятельную работу. Ученики, привыкшие к мнемотехникам, начинают применять их и в других областях обучения, что способствует развитию их самостоятельности и инициативы.

Применение мнемотехник на уроках русского языка — это не только эффективный способ запомнить орфографические правила и словарные слова, но и важный метод развития креативного и критического мышления у школьников. Благодаря использованию различных техник, таких как рифмы, визуализация, ассоциативные цепочки и карточки, можно существенно повысить уровень орфографической грамотности учащихся. Внедрение мнемотехник в школьную практику помогает сделать обучение более увлекательным и результативным, мотивируя учеников к постоянному совершенствованию своих знаний и навыков.

Список литературы

Портянко Виктория Юрьевна Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nad-slovarnymi-slovami-s-ispolzovaniem-priyomov-mnemotehniki.

Руниза Рафкатовна Шакирова Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка // Academic research in educational sciences. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-na-urokah-russkogo-yazyka.

Тимирова Карина Дунядаровна Мнемотехника на уроках русского языка // Вестник Московской международной академии. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnemotehnika-na-urokah-russkogo-yazyka.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×